17 января 2020 20:06

Защищает «крест»

Безопасность на производстве станет более наглядной

С 2014 года во всех структурных подразделениях вагонного хозяйства планируется внедрять Комплексную систему охраны труда на предприятии (КСОТ-П), в основе которой метод визуального контроля «Крест безопасности».
Пилотные проекты новой системы реализуются на отдельных предприятиях вагонного хозяйства Северной и ряда других дорог.
«Крест безопасности» – базовая ступень КСОТ-П. Вторая ступень – контрольный лист, заполняемый руководителем производственного участка раз в месяц по результатам проверки состояния охраны труда. Третья ступень – заполнение аналогичного листа рисков руководителем предприятия. В итоге положение на участке оценивается в баллах.

Специалисты уже успели оценить плюсы и минусы новинки.
«Преимущество методики – наглядность, – говорит инженер по охране труда вагонного эксплуатационного депо Ярославль-Главный Наталия Маркова. – На обычном листе располагаются в виде креста квадраты – дни месяца. Каждая смена закрашивает цветом половинку квадрата: зелёным – если нет замечаний, жёлтым – если есть, красным – если допущен несчастный случай или нарушение трудовой дисциплины, а также если для предотвращения наезда на работников применялось экстренное торможение. Такой крест, отражающий состояние охраны труда на производственном участке, вывешивается на стенде и виден всем – и проверяющим, и работникам».

На обороте листа отмечают выявленные замечания, сроки их устранения, ответственного и достигнутый результат. «Красных» дней в депо Ярославль-Главный за прошедшие полгода, к счастью, не было. «Жёлтых» в последние месяцы примерно 60–70%. Остальные отмечены зелёным.
«Старшие осмотрщики, на которых возложено ведение «Креста безопасности», поначалу всё закрашивали зелёным, многие вообще не видели смысла в этих «занятиях рисованием». На первых порах начальники тоже боялись отражать в контрольных листах всю правду, опасаясь, что их накажет вышестоящее руководство, – рассказала Наталия Маркова. – Пришлось ездить по участкам, проводить техучёбу, убеждать. В результате приучили выявлять реальные замечания. Люди поняли, что, если проводить эту работу формально, обман и показуху выявит ближайшая проверка».

В вагонном эксплуатационном депо Лоста мелкие неисправности, которые устранялись перед началом смены, тоже сперва относили к «зелёному». «Например, инструмент сломан, лампочка перегорела, в аптечке закончились медикаменты, – отметила инженер по охране труда депо Юлия Маханькова. – Потом стали отмечать их жёлтым. Затем снова, опасаясь наказания, стали всё зелёным рисовать. Сейчас более или менее адекватно реагируют. Красного пока нет».

В обоих депо отмечают, что КСОТ-П не только позволяет контролировать общий уровень безопасности труда, но и повышает защищённость персонала от производственного травматизма. Прежде всего осмотрщиков-ремонтников, которые постоянно находятся на путях. Для этого были разработаны визуализированные карты рисков на каждую специальность. В них показано, какие опасности существуют, каковы возможные последствия, как их предотвратить. Каждый работник, участвующий в проекте, теперь может обойти эти подводные камни. Карты рисков, как и «Крест безопасности», висят в уголке «Охрана труда» и используются при инструктаже.
«Взглянув на «Крест», я сразу вижу, у кого чего не хватает. К примеру, перчатки износились – нужно срочно получить их на складе, – рассказал начальник ПТО Ярославль-Главный Евгений Куликов. – У нас смены соревнуются, у кого положение лучше, и мне, как руководителю, удобно сравнивать их работу».

Кроме того, с введением новой методики стало меньше бумажной работы. «Журнал трёхступенчатого контроля заполнять уже не нужно. А если выявлено замечание, достаточно на обратной стороне «Креста безопасности» указать его номер», – пояснил начальник ПТО Кошта Павел Лопатин.

Вместе с тем, по мнению первых пользователей, методика нуждается в доработке. «Пока не решено, кто, где и в течение какого срока должен хранить контрольные листы. Журнал трёхступенчатого контроля был в этом смысле более цельным и удобным, хотя для его заполнения требовалось больше времени», – отметила Наталия Маркова.
«Мы предложили разделить единый контрольный лист на два – для руководителей среднего и высшего звена. Формулировки вопросов конкретизировали», – рассказала Юлия Маханькова.

По мнению инженера по охране труда службы вагонного хозяйства Северной дирекции инфраструктуры Оксаны Кобринец, в контрольных листах нужно сразу указывать источник финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений, чтобы вовремя запланировать необходимые средства. «Если предложения нашей и других дорог будут учтены, доработанная методика будет эффективной», – резюмировала она.
«Технология «Крест безопасности» хорошо зарекомендовала себя в западных компаниях, в частности на заводах Alstom. Но пока необходимо тщательно проанализировать результаты наших пилотных проектов, – считает заместитель начальника департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Павел Митрахович. – Тогда можно будет говорить о целесообразности внедрения методики и в других хозяйствах холдинга».

Николай Порецкий,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв