20 января 2020 15:08

Притяжение работой

Дважды Запорожцев и Фомин менялись должностными креслами

О вагонном депо Дебальцево-сортировочное на сети железных дорог заговорили лет сорок назад, когда его изобретатели поделились своим новшеством, облегчившим ремонт вагонов под открытым небом.
Особенно по душе оно пришлось вагонникам, деятельность которых протекала в тяжёлых климатических условиях. Например, в Могоче на Забайкальской железной дороге заниматься ремонтом под открытым небом, когда июнь ещё не лето, а июль – уже не лето, довольно сложно. И мучились бы могочинцы ещё долго, если бы в их распоряжение не поступила вагоноремонтная машина «Донбасс» – подарок от дебальчан.

Честно говоря, сибиряки не верили, что эта техника сможет работать при 30–40-градусных морозах. А вагоноремонтная машина возьми да и покажи себя с лучшей стороны.
– Мы были просто в восторге от её работы, – вспоминает сейчас старший инженер Владимир Петров. – И даже отрядили специалистов в Дебальцево, чтобы поближе познакомиться с технологией ремонта. Там встретили немало коллег с других дорог.

Однако подлинный расцвет депо Дебальцево-сортировочное произошёл в начале 90-х годов прошлого столетия, когда два его работника вступили в возраст зрелости. Оба они из железнодорожных династий, начали трудовой путь с самых чумазых профессий на пункте технического осмотра вагонов. Казалось, они шли друг за другом для того, чтобы сойтись в одной упряжке. Все, кто хорошо их знал, утверждают, что благодаря им депо впитало самое передовое и эффективное из того, что было в вагонном хозяйстве бывшего СССР, и стало сегодня лучшим на Украине.
– Я с раннего детства тянулся к депо, – рассказывает Анатолий Запорожцев, – мечтал не об игрушках, а хотелось прикоснуться к тёплым вагонным деталям.

Не удивительно, что, получив аттестат зрелости, он устроился работать на предприятие. Отслужив армию, без раздумий вернулся в родной коллектив. А после окончания железнодорожного института его карьера пошла в гору. Анатолий прошёл путь от мастера до начальника депо. И лишь когда ему стукнуло 60 лет, уступил место своему соратнику, главному инженеру Владимиру Фомину, который и сейчас возглавляет депо. А трудовой коллектив в благодарность за всё то, что было сделано им за 23 года руководства, единодушно избрал Анатолия Михайловича председателем профсоюзного комитета.
– На самом деле своё кресло я уступал Фомину дважды, – с улыбкой вспоминает Запорожцев. – В первый раз после того, как его назначили начальником Дебальцевского отделения.

Должность эта престижная, но в какой-то степени размытая. Частенько приходилось отвечать даже за неподконтрольное ему поле деятельности. Поэтому более склонный к конкретике Фомин попросил начальника дороги вернуть его в родное депо, но уже главным инженером. Но тот возьми и переведи на эту должность Запорожцева, а Фомина назначил руководителем. Владимир такую рокировку не принял, и они снова поменялись креслами.
– Мои первые детские воспоминания – приземистые корпуса вагонного депо, окружённые колёсными парами, – рассказывает Владимир Фомин. – Иные из них наполовину вросли в землю, другие настолько покрылись ржавчиной, что выглядели коричневыми, будто их только что покрасили. Но мне казалось всё это невероятно красивым.

После окончания техникума Фомин стал познавать премудрости работы осмотрщика вагонов. И уже тогда он видел чуть больше и дальше своих коллег. Можно сказать, что с Запорожцевым он смотрел в одну сторону, но пока не подозревая об этом. Оба они, например, мечтали о душевых на ПТО, где работники могли бы помыться, переодеться, просушить спецодежду после смены. Но больше всего волновала Фомина потребность в профессиональном совершенствовании. Вагон на тот момент он познал досконально. Но для того, чтобы заставить его работать так, как требуют инструкции и Правила технической эксплуатации, требовалась более совершенная система ремонта. А для этого не хватало знаний. За ними и отправился Фомин на заочное отделение института. И когда он стал главным инженером депо, производство раскрылось перед ним совершенно в ином ракурсе – чётко обозначились «узкие места», где нужно было приложить инженерную мысль.

Сегодня гордость депо Дебальцево-сортировочное – вагоноколёсные мастерские, поднявшиеся на месте старых, которые с помощью допотопного оборудования и с большими потугами могли ремонтировать лишь 8–10 тыс. колёсных пар в год. Запорожцев и Фомин решили увеличить объём ремонта как минимум вдвое. Получив добро от руководства дороги, они срочно командировали лучших своих специалистов в самые известные колёсные мастерские России. Но всюду натыкались на маломощные производства.
– Правда, нам приглянулась «умная» технология в Магнитогорске, но и та изобиловала противопотоками в процессе движения колёсных пар от начала ремонта до его завершения, – вспоминает Запорожцев. – Пришлось заказывать индивидуальный проект.

Документацию переделывали раз шесть. По сути, создали совершенно новую технологию. Сколько при этом было сломано копий во время споров и потрачено времени на заседаниях совета рационализаторов – не счесть. Зато получили результат. Депо приступило к строительству мощного корпуса, а заодно котельной и складских помещений.
– В Дебальцеве во главу угла было поставлено не только время выполнения ремонта, – вспоминает Владимир Фомин, – но и его надёжность и качество.

Поэтому здесь впервые на Украине и внедрили двойную дефектоскопию: на входе перед демонтажом колёсной пары и на выходе – при её отправке в склад готовой продукции. Задействовали мощнейшие карусельные станки, выпускаемые в Краснодаре, установили три моечные машины вместо двух. Это позволило подкатывать под полувагоны уже до блеска отмытые колёсные пары, а также экономить на обтирочных материалах, добиваться идеальной чистоты в цехах.

Когда лет пять назад на Донецкой магистрали встал вопрос о том, в каком из двух десятков депо лучше всего осуществлять заводской ремонт полувагонов, руководство обратило внимание именно на Дебальцевское. К тому времени только здесь можно было из полностью изношенного подвижного состава сделать конфетку. Основной корпус, вместившей подсобно-заготовительный, колёсно-тележечный и вагоносборочный цеха, уже прошёл через коренную реконструкцию. Он стал вдвое длиннее, что позволило заряжать сборочный цех необходимой порцией полувагонов раз в смену. Под крышу они заходят «голые и босые», а выходят в «добротном одеянии». Кстати, в Дебальцеве на качество ремонта не поступила ни одна рекламация. Успех коллектива можно объяснить и тем, что Анатолий Запорожцев и Владимир Фомин не только умели добиваться отличной работы от своих подчинённых, но и сами отвечали высоким требованиям ответственного отношения к делу.

Борис Свердлов
Дебальцево
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв