17 января 2020 19:24

О пригородных перевозках

Сейчас, когда отмечается 10-летие создания ОАО «РЖД», мы пытаемся оценить, чего удалось и чего не удалось достичь железнодорожникам за время работы в новом качестве.
Сделано очень многое, и о достижениях всегда приятно говорить, но нужно видеть и проблемы. К сожалению, мы так и не решили вопрос безубыточности пригородного комплекса, не смогли добиться адекватного отношения регионов к поддержке этого сегмента. Были созданы совместные пригородные компании с 26 регионами. Однако далеко не все субъекты РФ в полной мере выполняют свои обязательства по компенсации убытков железнодорожникам, возникающих вследствие регулирования тарифов. Такое впечатление, что некоторые губернаторы продолжают считать содержание электричек делом второстепенным, не рассматривая их как необходимый элемент повышения транспортной мобильности населения.

Между тем задача сохранения и развития сегмента пригородных перевозок для страны крайне актуальна. Сегодня российские мегаполисы (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др.) растут очень быстрыми темпами, образуя агломерации, которые формируют колоссальный поток пригородных перевозок. Судите сами: только за первые 9 месяцев 2013 года пассажирооборот Московской железной дороги вырос на 25% (!) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На существующей инфраструктуре нам такой поток не вывезти. На некоторых направлениях мы уже не можем увеличивать интенсивность движения электричек и поездов – иначе придётся перекрывать переезды, и движение автотранспорта остановится. Чтобы решить эту проблему, РЖД совместно с правительством Московской области реализуют программу строительства переездов в двух уровнях. Работы уже начаты, пока речь идёт о возведении к 2015 году 51 переезда. К строительству будут привлекаться также частные инвесторы, что позволит расширить программу. В перспективе вывод автомобильных потоков во второй уровень должен стать повсеместной практикой. Переезды со шлагбаумом – это анахронизм, от которого надо уходить, тем более с учётом развития высокоскоростного движения они просто опасны.

Столичный регион с его растущим пассажиропотоком нуждается в развитии железнодорожной сети. Речь идёт о реконструкции действующих железнодорожных линий и строительстве дополнительных путей. На это нужны солидные инвестиции, которые РЖД без поддержки города и федерального правительства просто не потянут. Например, на строительство дополнительного, четвёртого пути на киевском направлении, который позволит удвоить пассажиропоток до аэропорта Внуково, потребуется 68 млрд руб. Этот и другие подобные проекты нужны обществу, людям, а наши инвестиционные возможности в силу понятных причин весьма ограниченны. Поэтому я не устаю повторять с разных высоких трибун, что сделать данный сегмент железнодорожных перевозок соответствующим современным запросам мы можем только в эффективном сотрудничестве с властями и при финансовой поддержке государства. И ещё такой момент. Основной объём критики неудовлетворительного состояния электричек по-прежнему адресуется РЖД, хотя это сфера ответственности пригородных компаний и региональных властей, к компетенции которых относится решение вопросов финансирования. Понятно, что регионам хватает и других забот, но там, где губернаторы всё же находят средства на компенсацию убытков ППК, это сразу видно. Деньги направляются на обновление подвижного состава и улучшение сервисов. Кстати сказать, такая вещь, как чистота, напрямую связана с сознательностью наших граждан. Самые грязные электрички почему-то в пригородах Москвы и Санкт-Петербурга (там, правда, и пассажиропоток больше), а самые чистые – в Республике Татарстан и Свердловской области – именно благодаря пассажирам. Видимо, люди там больше уважают и себя, и окружающих.

Адрес блога главы ОАО «РЖД»:
http://v-yakunin.livejournal.com/



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв