20 января 2020 15:08

Настройка цен

Тарифы должны помогать в конкурентной борьбе

Участники международной конференции тарифных регуляторов железных дорог намерены более гибко реагировать на вызовы глобализации. Это  необходимо, чтобы облегчить развитие международных транспортных коридоров.
Наша газета рассказывала в прошлом номере, что в Москве началась международная конференция тарифных регуляторов.

Выступая на ней, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, в частности, сказал: «Сейчас ключевая конкуренция за транзитные маршруты идёт между железнодорожным и морским транспортом, поэтому обсуждение транзитных коридоров и финансовых моделей, по которым они функционируют, является наиболее актуальным. Государственное тарифное регулирование должно быть направлено на стимулирование развития реального сектора экономики, поэтому нужно выработать такую модель регулирования, которая позволит осуществлять своевременное развитие транспортной инфраструктуры».

В той или иной мере со сложностями государственного регулирования сталкиваются практически все железнодорожные администрации. Это в конечном итоге ослабляет их конкурентоспособность по сравнению с автомобильным и морским транспортом. Грузоотправители и пассажиры вынуждены платить за инфраструктуру, в то время как на конкурирующих видах транспорта этого нет.

Но в России ситуация с неравными условиями наиболее острая. Даже в маленьких европейских странах суммы государственных дотаций железнодорожному транспорту в несколько раз превышают наши. И это оправданно: как сообщил старший советник Генеральной дирекции по мобильности и транспорту Европейской комиссии Павел Стельмажчик, в ЕС на транспорт и логистические услуги приходится до 15% ВВП. Сектор оказывает прямое влияние на всю экономику и генерирует огромные доходы. Соответственно регулирующие органы там влияют практически на всё, от расчёта необходимого количества транспортных коридоров к 2030 и 2050 годам до способов оплаты билета в сквозном сообщении. Но в рамках этой стратегии транспортные компании сами решают, как достигать предложенных целей.

Первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов представил предложения компании по совершенствованию тарифной системы. Они включают определённую либерализацию: дерегулирование тарифов на перевозки до тысячи километров, где железная дорога активно конкурирует с автотранспортом, дерегулирование вагонной составляющей и предоставление компании возможности брать в аренду вагоны по рыночным ставкам.

Также необходимо постепенно сближать тарифы на перевозку грузов первого и третьего классов (потому что последние наиболее активно уходят на автотранспорт) и облегчить для РЖД правила изменения цен в рамках установленного тарифного коридора.

Из-за сложной системы этот коридор так и не стал пока рыночным инструментом. И наконец, ввести в действие методику установления долгосрочных тарифов, разработанную в этом году ФСТ при содействии всех участников рынка.

Неожиданное решение правительства о замораживании тарифов в следующем году поставило ОАО «РЖД» в сложное положение, равно как и 19 отраслей экономики, работающих на железную дорогу.

Как пояснил руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков, целью ведомства является установление чётких разграничений для перевозчика и грузоотправителей: есть обязательные услуги, которые регулируются, есть вспомогательные (регулируются частично) и есть свободные, где перевозчик уже сам договаривается с владельцем груза или пассажиром, сколько он будет платить. И как было понятно из выступлений представителей ФСТ, там считают, что новые тарифные методики, которые были приняты в прошлом и этом году, уже позволяют РЖД стать более конкурентоспособными. Хотя и не исключается определённая настройка в случае необходимости. Эти методики лежат в русле мировых тенденций.

Именно поэтому в рекомендациях конференции содержится пункт о создании Международной ассоциации регуляторов транспорта (МАРТ), чтобы иметь возможность обмениваться лучшими решениями. Также для аналитических исследований и научной проработки ценообразования участники решили обратиться в правительство для создания в Москве международного научно-исследовательского института по проблемам тарифов. Участники поддержали развитие методик RAB-регулирования, развитие стимулирующего регулирования с применением механизмов ГЧП, в том числе концессий на вновь создаваемую инфраструктуру. В целом же участники конференции отмечают, что развитие и разработка принципов тарифообразования должны быть направлены именно на повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта и создание новых наземных маршрутов, инновационных технологий доставки грузов между Европой и Азией.

Сергей Плетнёв



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв