Новости

Реклама

На новом сенсорном тренажере можно смоделировать работу любого локомотива

Машиностроение | Четверг | 22.08.2019 | 19:09
 
Устройство можно будет увидеть на салоне в Щербинке в конце августа
На новом сенсорном тренажере можно смоделировать работу любого локомотива
фото: Максим Каширин/ Пресс-служба ОАО «РЖД»
На международном железнодорожном салоне пространства 1520 «PRO//ДВИЖЕНИЕ.ЭКСПО», который стартует на следующей неделе, впервые будут показаны тренажёры нового типа, разработанные и произведённые проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ), предназначенные для обучения локомотивных бригад.

Новые тренажёры назвали «процедурными» – они предназначены для формирования базовых умений и навыков машиниста с отработкой отдельных процедур (например, торможения, набора скорости и т.д.). Основное отличие тренажёров – в их универсальности. Они имеют набор программ, имитирующих работу всех имеющихся сегодня в парке компании локомотивов и электропоездов. Сейчас для каждой серии локомотива существует свой тренажёр.

В процедурных тренажёрах все приборы и органы управления локомотивом имитируются с помощью сенсорных мониторов, в полномасштабных всё выполнено в виде действующих полноразмерных моделей. «Разговоры о том, что процедурные тренажёры нужны, велись несколько лет. В этом году мы сделали такой тренажёр», – говорит специалист отдела микропроцессорных систем и вычислительной техники ПКБ ЦТ Ян Шихер.

На нескольких сенсорных экранах тренажёра отображаются пульт машиниста и приборная панель выбранной модели локомотива. Для лучшего развития навыков отдельные органы управления, например кран машиниста, изготавливаются в виде полноразмерных макетов. Видеозапись участка пути и окружающей обстановки транслируется на стоящий впереди монитор. «Если машиниста направляют на другую дорогу или на другой участок пути, то он с помощью процедурного тренажёра может пройти обучение, выполняя виртуальные учебные поездки на реальных участках пути, по которым впоследствии он будет работать, с индивидуальным видом местности, профилем, с точным отображением динамических усилий локомотива при прохождении находящихся здесь кривых, подъёмов и спусков, искусственных сооружений и переездов. После нескольких поездок на тренажёре машинист готов к работе на новом для него участке пути», – объясняет Ян Шихер.

Новый тип тренажёров небольшого размера, что позволяет размещать их в обычных кабинетах, перемещать из одного депо в другое. Одно из главных их достоинств – низкая цена в сравнении с полномасштабными моделями. Впрочем, новые тренажёры не конкурируют с линейкой полномасштабных моделей, а дополняют её. После получения базовых навыков и доведения их до автоматизма на процедурном тренажёре будут назначаться занятия на полномасштабном тренажёрном комплексе, где обучаемый погружается в реальность, полностью повторяющую работу настоящего локомотива.

И процедурные, и полномасштабные тренажёры ПКБ ЦТ объединены с базой данных системы КСОП (комплексная система оценки знаний локомотивных бригад и формирования индивидуального обучения). Благодаря этому машинист-инструктор, вводя данные обучаемого, видит результаты его поездок, все допущенные ошибки и в соответствии с ними выстраивает индивидуальный план повышения квалификации, выбирает отработку навыков управления, недостаток которых привёл к нарушениям во время реальной работы. Тренажёры имеют также доступ к базе данных о результатах тестовых теоретических испытаний, видя которые машинист-инструктор также корректирует индивидуальную программу обучения.

Процедурные тренажёры и новые модели полномасштабных тренажёрных комплексов имеют функцию демонстрации в замедленном темпе реакции механизмов на действия машиниста. Например, в отдельном окне на дисплее показываются процессы, проходящие в тормозной системе при глубокой разрядке тормозной магистрали во время торможения. «Допустим, машинист выбрал одну ступень торможения в пассажирском поезде, затем отпустил тормоза и после этого произвёл повторное торможение с той же ступенью – тормоза не сработают, – рассказывает Ян Шихер. – В окне видно, что воздухораспределитель не успел зарядить разряженные на этой ступени запасные резервуары. Чтобы тормоза снова сработали, надо выбирать более глубокую разрядку тормозной магистрали. Обучаемый видит: тормоза приходят в действие после правильно выполненного торможения». Такой подход при обучении ведёт к повышению уровня знаний машинисто ви помощников.
Александр Зубов

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ