Новости

Реклама

В Челябинске создали железнодорожный кран нового поколения

Машиностроение | Пятница | 26.07.2019 | 13:23
 
На Южном Урале возрождают традиции отечественного краностроения
В Челябинске создали железнодорожный кран нового поколения
фото: Анатолий Шулепов
Челябинские специалисты создали железнодорожный кран, который способен обогнать зарубежных конкурентов.

Новый агрегат может поднимать грузы весом до 150 тонн. Он буквально напичкан современной электроникой: системами помощи персоналу, системами безопасности и контроля.

С появлением этой машины специалисты связывают надежды на возрождение отечественного краностроения. В 90-х и 2000-х годах многие предприятия, производящие подобные агрегаты в нашей стране, либо обанкротились, либо переориентировались на выпуск другой продукции. Остались единицы. Железнодорожникам пришлось восполнять нехватку техники за счёт зарубежных, в основном немецких компаний. В большей степени это касалось самых тяжёлых кранов. И вот, наконец, появилась альтернатива.

На предприятии Челябкрансервис рассказывают, что идея создать что-то своё и к тому же универсальное появилась ещё в 2014 году. Здесь уже много лет сотрудничают с железнодорожниками – занимаются ремонтом и модернизацией кранов. Именно поэтому не понаслышке знают, какие существуют проблемы при работе с имеющейся ныне в наличии техникой.

Расчёты производились совместно с инженерами Южно-Уральского государственного университета. Но главным идейным вдохновителем и одним из кураторов проекта стал бывший начальник восстановительного поезда Челябинск, почётный железнодорожник Фёдор Корытко. Кстати, в названии крана ФМ изначально были заложены именно его инициалы. Уже потом было решено обыграть этот момент и приурочить запуск техники к приближающемуся 200-летию известного русского писателя Достоевского.

– Как-то само так вышло, что во многих документах изначально фигурировало это обозначение, – смеётся Фёдор Михайлович. – Ну а если говорить серьёзно, то такая техника нужна РЖД. В мою бытность начались поставки кранов в восстановительные поезда. Срок службы многих из них уже выходит. Какие-то варианты можно найти только за границей, однако их стоимость поражает воображение. К тому же я знаю проблемы существующих образцов, поскольку сам много лет с ними работал. Наш ФМ мы постарались сделать максимально удобным и, что очень важно, безопасным.

Некоторые специалисты сравнивают технику с терминатором из будущего. Правда, авторы проекта лишь качают головой, мол, пока ещё не робот, но уже вплотную к этому приблизился. Чего только стоит система автоматического выравнивания груза, которая предотвращает раскачивание и, как итог, возможное заваливание. Причём процесс выравнивания может происходить как автоматически, так и под полным контролем оператора. Если раньше работникам аварийных поездов приходилось вручную расставлять упоры, то сейчас всё происходит автоматически. Более того, для создания дополнительной устойчивости теперь не нужно подкладывать деревянные шпалы: ход поршней увеличен, и они способны жёстко зафиксировать кран даже на податливом грунте.

– Автоматика существенно экономит время, – объясняет директор Челябкрансервис Владимир Кантор. – Если ранее от команды восстановительного поезда требовалось сделать расстановку примерно за час, то теперь всего лишь два человека могут пройти те же самые шаги максимум за 20 минут. Более того, трудно представить, но всё управление этой многотонной махиной можно осуществлять даже не из кабины, а с пульта на расстоянии. Это к слову о безопасности оператора. В разгар работ кабина крана может быть пуста!

Кстати, работу оператора облегчают и другие системы контроля и наблюдения. Датчики и видеонаблюдение расположены буквально везде, в том числе и в машинном отделении. Они способны вовремя предупредить о возможной нештатной работе тех или иных узлов.

– Одна из важнейших составляющих крана – его стрела длиной 27 метров, – продолжает Владимир Александрович. – В нашем изделии она выполнена по технологии, которая усиливает прочностные характеристики и грузоподъёмность. К тому же здесь применяется особый вид стали, который нам предоставили по специальному заказу. В своё время от его производства в России отказались из-за невостребованности. Аналоги можно было достать только в Финляндии или Швеции. Теперь же мы сможем воспользоваться помощью отечественных сталелитейных предприятий.

Кстати, тема импортозамещения на презентации крана поднималась не раз и не два. По сути, ФМ целиком и полностью выполнен из отечественных компонентов, что существенно удешевляет его конструкцию.

– В качестве одного из условий технического задания на разработку как раз и было условие применения отечественных компонентов, – рассказывает заместитель губернатора Челябинской области Егор Ковальчук. – Сейчас на службе у железной дороги в плане тяжёлой техники в основном немецкие краны. Задача этого предприятия заключалась в том, чтобы добиться конкурентоспособности как в плане качества, так и цены. Думаю, инженеры полностью справились. Не исключено, что в перс¬пективе продукция из Челябинской области сможет конкурировать и на мировой арене.

На презентацию прибыли представители дирекций аварийно-восстановительных средств с Южно-Уральской, Свердловской, Куйбышевской и Западно-Сибирской железных дорог.

– Конечно, представленные нам характеристики существенно отличаются в лучшую сторону в сравнении с теми кранами, которые находятся на вооружении у нас сегодня, – говорит начальник Дирекции аварийно-восстановительных средств ЮУЖД Лев Высоковский. – И в первую очередь речь идёт о телескопической стреле. В настоящее время абсолютное большинство нашей техники сопоставимой грузоподъёмности на нашей магистрали с обычными стрелами. Это накладывает очень много ограничений, например, ими невозможно работать, не демонстрировав предварительно контактную подвеску, то есть в стеснённых условиях. Кроме того, второе преимущество в принципе единообразия. В данный момент в поездах мы держим один кран с телескопической стрелой от 50 до 80 тонн и один тяжёлый. Различаются и производители. Эта же техника способна заменить и тот, и другой. А это значит, экономию на стоимости, на обучении персонала, на обслуживании и так далее. У ФМ впереди сертификационные испытания. Будем надеяться, что он успешно подтвердит заявленные характеристики.

– Новая техника интересна и с точки зрения скорости работы, и с точки зрения минимизации человеческой ошибки, – говорит главный ревизор по безопасности движения ЮУЖД Анатолий Смирнов. – Не секрет, что в случае какой-либо чрезвычайной ситуации железнодорожники должны максимально быстро освободить путь для движения. Но, в числе прочего, процесс должен проходить безопасно и для самих работников, поэтому наличие современных контролирующих систем очень важно.

Кстати, производители отметили, что уже вынашивают идею производства крана, способного поднять и 200 тонн. Как отмечают специалисты, это особенно важно в свете появления на сети локомотивов серии ТЭМ и инновационного подвижного состава.

Александр Кичигин
Материал опубликован в газете «Призыв» 26.07.19

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ