Новости

Реклама

Где и как появился эксклюзивный российский экспресс «Золотой орел»

Машиностроение | Пятница | 26.07.2019 | 10:59
 
Авиационным технологиям нашлось место на железной дороге
Где и как появился эксклюзивный российский экспресс «Золотой орел»
фото: ПАВЕЛ КАССИН
Роскошный поезд – транссибирский экспресс «Золотой орёл» входит в рейтинги самых комфортабельных поездов мира, и цена билетов на него доходит до $75 тыс. за купе. Этот поезд – продукция компании «Циркон Сервис», уникального предприятия, уже четверть века создающего эксклюзивные вагоны по заказам компаний со всего мира.

На рельсах авиационных технологий

Комфорт – это прежде всего оригинальные инженерные решения, продуманная эргономика и надёжная конструкция. Именно с инженерии и начинали создатели «Циркона». В середине 90-х годов группа специалистов авиационно-космического комплекса нашла заказчика в лице Министерства путей сообщения, которое поручило им переоборудовать вагон под тягово-энергетическую лабораторию для Забайкальской железной дороги. «В лаборатории люди не только работают – они в этом вагоне живут много дней, – объясняет Владимир Шилин, менеджер отдела маркетинга и рекламы «Циркон Сервиса». – Первый руководитель «Циркона» Борис Асташев решил, что надо обеспечить им современный уровень комфорта. У специалистов «Циркона» уже был опыт подобной работы при создании космического челнока «Буран».

Одним из главных элементов оборудования вагона-лаборатории стала замкнутая система канализации – то, что сейчас в РЖД называют биотуалетом.

«Это был первый опыт применения ЭЧТК – экологически чистого туалетного комплекса», – вспоминает генеральный директор «Циркон Сервиса» Владимир Лулаев. Вагон от «Циркона» показали главе МПС Геннадию Фадееву. Он сразу оценил перспективы нового решения – уже тогда появился запрос на экологическую чистоту, а система замкнутого типа давала возможность пользоваться санузлами без перерывов на проезд санитарных зон в городах. В итоге «Циркон» получил не только заказ на следующую лабораторию, но и на проектирование серийного туалета. «Надо было не только спроектировать конструкцию туалетов и наладить их производство, но и создать систему их обслуживания, сделать оборудование для откачки в масштабах всей страны», – говорит Владимир Лулаев.

За 25 лет выпущено уже более 4500 туалетных комплексов под маркой «Экотол», и производство продолжается – и сейчас один из цехов «Циркон Сервиса» в подмосковной Щербинке делает эти системы. Они используются не только на местном производстве, но и отправляются другим вагоностроителям – на ТВЗ, Демиховский машиностроительный завод и предприятие «Ремпутьмаш».

Кузова вагонов «Циркон» обычно получает с Тверского вагоностроительного завода, они рассчитаны на 40 лет эксплуатации. Тележки вагонов тоже стандартные. «Тележки – не наша компетенция, – говорит Владимир Лулаев. – Когда требуется максимальная мягкость хода, мы можем установить «плавающий пол», где панели смонтированы на пневмоподушках». По заказу могут установить и окна с подогревом и изменяющейся прозрачностью. В санузлах вагонов повышенной комфортности, как вагонов для пассажирских поездов, так и салонов, практически обязательным стал подогреваемый пол, ставят его и во многих купе.

Впервые в России

Первое время «Циркон» в основном выпускал туалетные комплексы и параллельно делал вагоны-лаборатории. В 1999 году был получен заказ МПС на оборудование мобильного центра ситуационного анализа и управления. «Он должен был обеспечивать не только оперативное руководство восстановительными работами непосредственно на месте возможной крупной аварии, но и обеспечивать необходимые бытовые условия для нормального отдыха руководителей высокого ранга», – уточняет Владимир Шилин. Для «Циркона» это был выход на новый уровень – создание вагона-салона с современным техническим оборудованием для длительного пребывания.

Полученный при этом опыт «Циркон» решил использовать в более массовом сегменте. На рубеже веков компания по собственной инициативе построила комфортабельную версию пассажирского вагона. Опытный экземпляр вагона модели 61-4193 с баром и четырьмя купе люкс, каждое из которых имело свою туалетную комнату с душем, был представлен на отраслевой выставке в 2001 году. С дореволюционных времён в России таких вагонов не строили. Уже в 2004 году РЖД стали использовать такие вагоны класса люкс в фирменных поездах «Красная стрела» и «Татарстан».

Следующим этапом стало создание целого поезда – знаменитого «Гранд Экспресса». Заказчик поставил задачу сделать его самым комфортабельным – на уровне пятизвёздочной гостиницы. Поезд между Москвой и Санкт-Петербургом был запущен в 2005 году, это был очень крупный заказ – два состава по 14 вагонов.

После знакомства с этим проектом представители британской компании GW Travel Limited заказали «Циркону» ещё более роскошный поезд для поездок через Россию. Первый рейс «Золотого орла» состоялся в 2007 году, и среди его пассажиров был принц Майкл Кентский. Проект «Золотой орёл» стал настолько успешным, что компания сменила название на Golden Eagle Luxury Trains Limited.


Своих не бросают

Созданные «Цирконом» вагоны и поезда находятся под постоянным контролем – специальное оборудование и особенно отделку надо поддерживать в идеальном состоянии. В цеху по обработке древесины складированы несколько дверей, частично разобранных. Их привезли для восстановления. Массивные петли – они должны быть надёжными при постоянной вибрации – уже вынуты, ручки сняты. Видно, что они уже много послужили, на поверхности заметны царапины. Все они проходят дефектовку и при необходимости заменяются на новые. Вот в окрасочной камере над дверью склонилась девушка с тонкой беличьей кистью в руке. Это Наида Алдерова, отделочник изделий из древесины. «Я закрашиваю царапины. После этого все панели заново покрываются лаком полностью и выглядят как новые», – объясняет она.

То, что невозможно восстановить, делают заново. Двери купе и мебель делаются из массива дерева. «Здесь у нас работают несколько мастеров, и у двоих есть право на личное клеймо – это Вадим Леонов и Александр Костомаров, – с гордостью говорит Владимир Шилин. – Правда, оно не заметное, ставится на внутренних частях». А жаль – при работе требуется высокое мастерство, и этим стоит гордиться.

Некоторые заказчики предпочитают и современный стиль. И в любом случае для создания оборудования вагонов используются новейшие технологии – так, именно «Циркон» построил первый в России, а может быть, и в мире, вагон, в котором всё освещение было выполнено на светодиодах. При необходимости и желании заказчика применяются и специальные материалы. Например, для снижения массы можно использовать авиационные конструкции – у «Циркона» есть опыт работы с поставщиками авиационных интерьеров.

Чертежи новых разработок мне, увы, не показывают. У «Циркона» более 80 авторских свидетельств и патентов, так что разбрасываться своими идеями тут не будут. Да и заказы бывают такие, о которых не говорят, – не зря в одном из цехов оборудован специальный участок с ограниченным доступом и отдельной охраной. Но работы у конструкторов хватает. Уже эксплуатируемые вагоны надо совершенствовать. Иногда требуется изменить планировку вагона. Иногда появляются новые идеи – например, оптимизировать конструкцию дивана, чтобы пассажир мог разложить его без участия проводника. Именно в вагонах «Циркона» появились диваны, где уже готовая постель закрепляется на задней стороне спинки. Одно движение – и удобный диван превращается в уже готовую кровать. Пассажиры роскошных поездов – обычно люди в возрасте, и лишнее напряжение им совсем не нужно.
Валерий Чусов

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ