Новости

18 ч
2 д
2 д
2 д

Реклама

Видеокамеры придут на смену браслетам

Машиностроение | Вторник | 09.04.2019 | 23:27
 
Уникальная разработка «Сколково» поможет машинистам во время вождения
Видеокамеры придут на смену браслетам
фото: Сергей Гусев/Пресс-служба ОАО "РЖД"
В инновационном центре «Сколково» адаптировали для ОАО «РЖД» программу дистанционного контроля локомотивных бригад. Эта технология с помощью видеокамеры контролирует состояние машиниста и помощника, а также автоматически фиксирует нарушения режима поездки. Она дешевле существующей сейчас системы и позволит фиксировать конкретные нарушения во время поездки.

Как рассказал «Гудку» сотрудник инновационного центра «Сколково» Роман Рожков, технология интеллектуальной помощи машинисту позволяет распознавать лица, определять засыпание, потерю сознания, отвлечённость от процесса вождения с помощью простейшего оборудования.

«Основной модуль – обычная видеокамера, снимающая лицо машиниста, – пояснил Роман Рожков. – Вторичный модуль – блок обработки данных, совмещённый с камерой. Самая важная и сложная часть разработки – это программное обеспечение. По мимике лица, морганию, положению головы и другим данным система Co-Driver способна определить психофизиологическое состояние машиниста во время движения и при угрожающей ситуации или отвлечении внимания подать сигнал как самому работнику, так и диспетчеру. Если машинист не реагирует на сигналы, то системе безопасности локомотива будет передан приказ на автоторможение».

Согласно требованиям Правил технической эксплуатации (ПТЭ), на локомотиве должны устанавливаться устройства безопасности, обеспечивающие проверку бдительности (бодрствования) машиниста. ОАО «РЖД» на подвижном составе применяет телемеханическую систему контроля бодрствования машиниста ТСКБМ. 

Она представляет собой надетый на руку человека браслет-датчик, который через кожу измеряет активность вегетативной нервной системы, анализирует отклонения и по радиоканалу передаёт в бортовой блок информацию о состоянии машиниста. 

Однако эта система имеет погрешность измерения. Сопротивление кожи у некоторых людей может отличаться от среднестатистических, что провоцирует ложное срабатывание.
 
По гигиеническим соображениям сам браслет ТСКБМ – индивидуальный прибор, а значит, такие браслеты нужны всем машинистам. Кроме того, ТСКБМ не фиксирует отвлечения внимания локомотивной бригады, к примеру, на телефон. На нахождение в кабине ещё одного человека эта система тоже никак не реагирует.

В конце февраля машинисты эксплуатационного локомотивного депо Москва-Пассажирская совершили 14 поездок с новым оборудованием. Поездки выполнялись в разное время суток, разными людьми на локомотиве ЧС7. Причём одновременно использовалась и система ТСКБМ. 

«В ходе поездок подтвердилось, что система Co-Driver фиксирует все состояния машинистов, включая и отвлечения, – рассказал начальник технической службы Дирекции тяги Дмитрий Хомченко. – Она выявила больше отклонений, чем та, что применяется сейчас. Причём не было и ложных срабатываний. Поэтому результат признан хорошим. Планируем продолжить испытания и перейти к интеграции Co-Driver в существующие устройства безопасности локомотивов. Это позволит не только информировать бригады в поездке о том, что в какие-то моменты нужно повысить активность, обеспечивать в критических ситуациях автостоп локомотива, но и анализировать данные Co-Driver после рейса для проведения профилактических мероприятий с работниками».

Помимо того, что оборудование стоит недорого, по словам Дмитрия Хомченко, применение новой технологии открывает для компании новые технические инструменты и технологические преимущества. 

Во-первых, можно интегрировать решения не только в устройства безопасности, но и в единый локомотивный мультимедийный терминал (ЕЛМТ), который недавно был испытан на станции Солнечная («Гудок» № 21 от 8.02.2019). Во-вторых, повышается безопасность вождения, поскольку нахождение посторонних лиц в кабине и отвлечение внимания машинистов и помощников сразу фиксируются. В третьих, интеграция Co-Driver с существующими системами безопасности позволит оптимизировать расходы ОАО «РЖД» на оснащение подвижного состава и сопровождение оборудования в эксплуатации. 

Как пояснил Роман Рожков, партнёрами «Сколково» в этом проекте выступают предприятия оборонно-промышленного комплекса, на которых можно быстро наладить производство элементной базы и сборки.
Сергей Плетнёв

Комментарии
    1

65 дней назад

вадим
писец скоро машинисту и глаза оторвать от пути нельзя будет, а они что роботы?, так посадите роботов вместо машинистов и помощников, и нарушений вообще никогда не будет
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ