Новости

1 ч
2 ч
3 ч
3 ч
4 ч
17 ч
21 ч
1 д

Реклама

Спрос на вагоны определяет альтернативный транспорт

Машиностроение | Понедельник | 14.01.2019 | 22:16
 
Отрицательный баланс обновления и выбытия парка сложился в сегменте цистерн, крытых вагонов и рефконтейнеров

Спрос на вагоны определяет альтернативный транспорт
фото: Максим Каширин/Пресс-служба ОАО "РЖД"
Парк грузовых вагонов на сети ОАО «РЖД» в 2018 году вырос на 15,5% (с 1 января прошедшего года по 1 января 2019-го) и составляет более 1,11 млн единиц. Однако выбытие парка в два раза превысило этот показатель – 31,4%. Отрицательный баланс сложился в сегменте цистерн, крытых вагонов и рефконтейнеров. 

По данным РЖД, в прошлом году на сеть поступило 4,18 тыс. цистерн, а списано 10,38 тыс. единиц. Прибавление в парке крытых вагонов составило 2 тыс. единиц, а выбытие – более 5 тыс. Меньше всего на магистрали осталось рефконтейнеров – 3,46 тыс., так как было куплено 35 вагонов, а списано 753. 

Как отметили в управлении вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД», выбытие такого количества цистерн, крытых вагонов и универсальных платформ обусловлено окончанием срока службы. «Учитывая ограничения по эксплуатации вагонов с продлённым после 1 января 2016 года сроком службы (за исключением отдельных типов подвижного состава), установленные Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ, мероприятия по продлению срока службы крытых вагонов и нефтебензиновых цистерн собственниками подвижного состава не проводятся. Вместе с тем эти ограничения не распространяются на платформы для перевозки колёсной и гусеничной техники. Поэтому собственники подвижного состава проводят модернизацию с продлением срока службы платформ моделей 13-401 и 
13-4012. В 2018 году собственниками проведена модернизация 4,5 тыс. единиц указанных моделей коммерческого парка», – пояснил «Гудку» начальник управления вагонного хозяйства Михаил Сапетов. 

В настоящий момент основную долю вагонного парка (более 47%) составляют полувагоны – 525,47 тыс. единиц. «Учитывая, что полувагон как универсальный подвижной состав может быть использован для перевозки широкой номенклатуры грузов, при сохранении объёмов перевозок спрос на данный род подвижного состава со стороны операторов остаётся высоким. По состоянию на 1 января 2019 года вагонный парк принадлежности Российской Федерации составляет 1 млн 112 тыс. вагонов. В том числе 124,9 тыс. (11%) – инновационный подвижной состав. Необходимо отметить, что в 2018 году собственниками приобретено 67,6 тыс. новых  вагонов, в том числе 26,3 тыс. – инновационный подвижной состав. В 2017 году соответственно 54,2 тыс., в том числе 35 тыс. – инновационные. Средний возраст вагона уменьшился по сравнению с 2017 годом с 12,8 до 12,5 года. Из 1 млн 112 тыс. вагонов парка РФ  29,9 тыс. просрочены по сроку службы. В период до 31 декабря 2019 года выбывают по сроку службы ещё 20 тыс. грузовых вагонов», – говорит Михаил Сапетов.

Тем не менее, по словам начальника Департамента по перевозкам грузов в полувагонах АО «Федеральная грузовая компания» Даниила Буевича, несмотря на значительный объём поступления на сеть новых вагонов, в сегменте полувагонов в 2018 году наблюдался локальный дефицит, особенно в высокий сезон. «Это связано как с возникшим дефицитом комплектующих, что увеличило количество неработающего парка, так и с ростом оборота вагонов», – уточнил представитель ФГК. 

В прошлом году компания закупила 2,7 тыс. полувагонов, ещё 6 тыс. единиц было привлечено в лизинг, при этом списано почти 1,5 тыс. вагонов. В 2019 году ФГК планирует приобрести в собственность около 10 тыс. полувагонов, к списанию подлежат только 64 единицы. 

По оценкам экспертов, изменится ситуация с универсальным парком. «Мы предполагаем, что крытые вагоны в ближайшее время будут востребованы, и они, конечно, должны иметь новые технические характеристики. В 2018 году наблюдался отложенный спрос на этот вид универсального подвижного состава, так как он зависит от ставок доходности на вагон и возможности размещения заказа. Вагоны покупают, когда ставки на предоставление вагонов повышаются и его окупаемость рассчитывается в разумные сроки – до 10 лет. Оператор реагирует именно на эти факторы, и ставка регулирует потребности рынка. В прошлом году было сложно разместить заказы на новые крытые вагоны из-за высокого спроса», – говорит директор по техническому развитию ООО «УК РМ Рейл» Ирина Чиганашкина.  

А вот востребованность цистерн в ближайшее время расти не будет по ряду причин, хотя на протяжении последних 10 лет в декабре-январе всегда складывался дефицит, который держался на протяжении трёх месяцев, считает советник генерального директора ООО «БалтТрансСервис» Владимир Прокофьев. «Перевозки нефтепродуктов на железнодорожном транспорте имеют тенденцию к падению. С каждым годом мы перевозим всё меньше и меньше объёмов. Цистерн для перевозки заказывают в очень небольшом количестве. И, на мой взгляд, 4 тыс. единиц, которые поступили на сеть в прошлом году, – это специализированные вагоны для перевозки химии. Поэтому до 2022 года существующего парка будет хватать с избытком, то есть речь идёт даже о профиците. Другой момент, что растут перевозки нефтепродуктов автомобилями. К примеру, на Ярославском нефтеперерабатывающем заводе за последние четыре года их доля выросла на 30%. Причём раньше везли на расстояние до 500 км, теперь и до 2 тыс. Бизнес ищет более быструю логистику», – пояснил «Гудку» Владимир Прокофьев.
  
Автомобильные перевозки также спровоцировали дисбаланс в покупке и списании рефов. Как отметил директор группы ООО «Агентство рефперевозок» Ильдус Халиков, сегодня предложений о продаже контейнеров на рынке достаточно, в том числе в Китае, который производит до 100 тыс. единиц в год. «Но выбытие парка связано с тем, что в настоящий момент экономически нерентабельно возить продукты питания по железной дороге в рефконтейнерах. Грузы ушли на автомобильный транспорт. И для РЖД это невысокая и незначимая номенклатура, основной объём перевозок приходится на уголь, нефть, металлы и другие промышленные грузы. Поэтому спроса на этот парк нет, так как нет такого вида бизнеса», – резюмировал Ильдус Халиков. 
 
За последние 10 лет доля железнодорожного транспорта при перевозках скоропорта сократилась примерно на 40%, а доля автоперевозчиков выросла до 88%. 
Елена Кудрявцева

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ