Новости

11 ч
11 ч
11 ч
12 ч

Реклама

Конкуренция между отечественными производителями автобусов возрастет

Машиностроение | Понедельник | 25.01.2016 | 15:18
 
До какого уровня сократится выпуск российских автобусов и кто из иностранных производителей сохранит свои позиции на российском рынке производства пассажирского автотранспорта, рассказал эксперт агентства "Автостат Инфо" Александр Климнов.
Конкуренция между отечественными производителями автобусов возрастет
фото: из личного архива
Автобусный сегмент показал негативные результаты за 2015 год. С конвейеров отечественных предприятий выпустили 8 тыс. 881 автобусов. Спад, по данным агентства "Автостат Инфо", по сегменту новых автобусов (без микроавтобусов относящихся к LCV) за минувший год составил 23,5%. Разница между 2015 и 2014 годом в абсолютном выражении достигла 2734 единицы. Причем в декабре падение было еще значительней - 43,3%.

Основной спрос пришелся на автобусы малого класса, в первую очередь ПАЗ. Машин этой марки продано 4 тыс. 935 единиц, падение составило 23,6%. В течение года смогли приподняться фирмы Volgabus (Волжский) и НефАЗ (Нефтекамск), соответственно на 77,3% (до 273 машин) и 21,6% (до 1 тыс. 130 машин), в том числе за счет больших городских автобусов. Однако до конца года их запала не хватило и по декабрю они оказались в числе лидеров падения - Volgabus на 77,8%, а НефАЗ на 40,2%. Зато в конце года активизировался "Урал", производящий вахтовки на шасси грузовиков повышенной проходимости. Рост составил 4,8%, но это всего лишь 22 машины. Таким образом, в конце года автобусный рынок, можно сказать, замер в ужасе.

В числе лидеров рынка по объемам был ЛиАЗ (1 тыс. 045 ед., падение 6,7%), который поддержала, прежде всего, Москва. Столица давно реализует установку на закупку именно отечественной автобусной техники, хотя в первой половине 2014 года она закупила по тендеру сотню Mercedes-Benz Connecto.

В ноль смог сработать и КАвЗ, продав 293 единиц. Он смог стать одним из основных региональных поставщиков. Белорусский МАЗ показал падение по году на 41,4% до 522 машин.
Из иностранных брендов в 2015 году ни один не смог превысить двухзначные цифры продаж. По результатам декабря 17 иностранных брендов из 25 показали нулевые продажи, то есть фактически ушли с рынка. Лучшие продажи среди немногочисленных оставшихся брендов-иномарок показали Higer и King Long (KLM) - по 7 машин. Третье место с четырьмя проданными машинами занял Yutong.

В целом иномарки обрушились на 69% до 400 единиц. Остались лишь узкие сегменты продаж спортивным клубам и богатым компаниям в качестве служебных. Это связано с тем, что закупки импортной автотехники напрямую запрещены муниципальным и государственным органам с июля 2014 года. Другая причина - рост цен и девальвация рубля.

Ключевыми тенденциями в 2016 году для предприятий отрасли будут: усиление экспорта, прежде всего, в азиатские страны за счет ослабления рубля, повышение локализации и газификация под стимулирующие меры, предлагаемые Минпромторгом, однако в свете секвестра бюджета до них может не дойти.

Для иномарок российский рынок остается закрытым даже в сегментах “туристов” и “междугородников”, где российских конкурентов нет. Также сохранятся и даже ужесточатся ограничения по закупкам комплектующих.

Иномарки могут начать возвращать свои позиции при значительном изменении внешнеэкономической конъюнктуры. Но этот процесс будут сдерживать высокие проценты по кредитам и низкая платежеспособность автотранспортных предприятий, которые в условиях секвестра бюджета могут остаться без финансовой поддержки местных и федеральных властей. Если еще при этом будет введен запрет на приобретение коммерческих автомобилей физическими лицами, то положение ряда предприятий отрасли может стать близким к катастрофическому.

В то же время дополнительное стимулирование может получить развитие ГАЗом поколения NEXT в автобусном сегменте, особенно с перспективой экспорта в Азию, Африку и Латинскую Америку. Сегодня экспорт идет только в СНГ и сопредельные страны. При этом возрастет конкуренция между отечественными производителями автобусов одинаковых классов (большого и среднего): ЛиАЗом, НефАЗом, Volgabus и белорусским МАЗом. Потребителей это от роста цен не избавит, так как силовые агрегаты, узлы ходовой части (мосты и рулевое управление) у них, в основном, импортные. В случае дальнейшего углубления рецессии можно предсказать сползание части спроса на полностью отечественные, хотя и морально устаревшие, модели с отечественными агрегатами, например, ЛиАЗ-5256 и НефАЗ-5299 - своего рода "мобилизационное импортозамещение".

Импортозамещение вряд ли коснется сегмента автобусных лайнеров по причине отсутствия отечественных комплектующих. Все будет определять общеэкономическая конъюнктура - цена нефти и жестко завязанный на нее рубль. Доля отечественных производителей будет вынуждено расти, а доля "российских иномарок" падать. Чистый импорт стремится к нулю, как еще за пару лет до того сегмент подержанных автобусов-иномарок.

По оптимистическому сценарию падение сегмента автобусов составит в 2016 году 9-9,5% - до 8 тысяч, по пессимистическому - 13% - до 7,75 тысяч. В любом случае, год 2016 будет тяжелее 2015 года. Выход из кризиса может затянуться намного далее 2020 года.
Николай Логинов, Gudok.ru

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ