Новости

Реклама

Ветеран Приволжской дороги отметил 90-летие

Инфраструктура | Пятница | 13.12.2019 | 07:19
 
Николай Сазанов был одним из первых машинистов-инструкторов в тепловозном движении
Николай Сазанов отметил 90-й день рождения
фото: Алексей Белых
Почётный железнодорожник, бывший машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Саратов (ПривЖД) Николай Сазанов отметил 4 декабря 90-й день рождения. Ветеран до сих пор в деталях помнит устройство паровозов и тепловозов и может часами рассказывать о коллегах и трудовых буднях.

«У него превосходная память, – говорит сослуживец и сосед юбиляра Геннадий Дорофеев. – Иногда обращаюсь к нему с просьбой подсказать фамилию или имя-отчество кого-нибудь из деповчан – так он сразу же назовёт не только ФИО, но и на какой машине человек работал».

В роду Николая Сазанова не было железнодорожников. Родился он в крестьянской семье в Саратовской области. В годы войны помимо учёбы в школе работал в колхозе. «Особенно тяжело было в сентябре и октябре, когда надо было собирать урожай. Занятия у нас не начинались вплоть до первых заморозков. Как только холода спадали, мы вновь выходили в поля. Старались сделать как можно больше», – вспоминает ветеран.

В конце 1940-х Сазанов поступил в железнодорожное училище в Аткарске, стал учиться на кочегара паровоза. «Может показаться, что и учиться-то этому не надо: бери больше, кидай дальше. Однако это не так, – объясняет юбиляр. – Топливо в топку кидает помощник машиниста, а кочегар дробит уголь на мелкую фракцию. Он же следит за цветом дыма. Нет дыма – плохо, значит, воздуха много и уголёк вхолостую горит. Много дыма тоже нехорошо: сгорание неполное, топлива много забросил. И воду в котле нужно контролировать, проверять её уровень каждые три минуты».

Отслужив срочную на флоте в Севастополе, Николай Сазанов устроился на работу в Саратовское паровозное депо. Начинал кочегаром на паровозах серии Эм, а завершил паровозную эпоху уже машинистом на мощных СО.

К тому моменту, когда на смену паровозам пришли тепловозы, Николай уже был опытным машинистом. Проблем с переходом на новую технику у него не возникло. «Первыми магистральными тепловозами, поступившими на Приволжскую дорогу в 1960-х годах, стали двухсекционные ТЭ3, машины удобные и достаточно тяговитые. Работать на них было легче, чем на паровозе, да и условия намного комфортнее. Но паровозы я всё же люблю больше», – признаётся ветеран.

Благодаря большому опыту и ответственному отношению к делу Сазонову доверили стать одним из первых машинистов-инструкторов в тепловозном движении. В этой должности он трудился вплоть до самого выхода на пенсию в 1984 году.

«Николай Александрович настоящий профессионал. Всегда внимательный, требовательный к себе и другим, справедливый и честный. Работать с ним было в удовольствие. Он доходчиво и простым языком объяснял не только новичкам, но и опытным специалистам, на что в их работе следует обращать особое внимание и что нужно изменить», – отмечает Геннадий Дорофеев.

В день рождения юбиляра коллеги-машинисты долго вспоминали за праздничным столом случаи из трудовой практики, своих наставников и учеников, спорили о достоинствах и недостатках различной техники. Провожая гостей, Николай Александрович выразил надежду встретиться на следующем юбилее: «Нам ещё многое нужно обсудить!»
Алексей Белых

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ