Новости

Реклама

Минтранс разработал новый порядок тестирования здоровья железнодорожников

Инфраструктура | Вторник | 10.12.2019 | 18:44
 
ВИЧ-тестирование железнодорожников станет обязательным
Минтранс разработал новый порядок тестирования здоровья железнодорожников
фото: Сергей Гусев/Пресс-служба ОАО «РЖД»
Министерство транспорта РФ актуализировало два приказа, регулирующих правила медицинских и психофизиологических обследований работников железнодорожного транспорта. Медосмотры предполагается дополнить более современными анализами и установить порядок обязательных химико-токсикологических исследований. Также будет расширен перечень профессий, требующих психофизиологического осмотра. Общественное обсуждение новых приказов на портале нормативно-правовой информации продлится до 18 декабря.

Обязательная проверка статуса

Разработанные Минтрансом приказы заменят устаревшие нормативные акты МПС России и обновят правовую базу.

Так, с 2015 года законом «О железнодорожном транспорте в РФ» предусмотрено обязательное проведение химико-токсикологических исследований (ХТИ) при приёме на маневровую работу и связанную с движением поездов. Аналогичные обследования – на наличие в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов – должны проходить железнодорожники, которые подвергаются воздействию вредных и опасных производственных факторов. Но в действующем приказе МПС о медосмотрах порядок прохождения ХТИ не отражён. «Этот вопрос не был урегулирован на подзаконном уровне, и проект приказа Минтранса устраняет этот пробел», – поясняет начальник Центральной дирекции здравоохранения ОАО «РЖД» Елена Жидкова.

В проекте ведомственного приказа прописано, какие медицинские организации имеют право на проведение ХТИ, что включает в себя эта проверка и в какие сроки она проводится.

Кроме того, предлагается сделать обязательным анализ на наличие ВИЧ-инфекции для работников, задействованных в перевозочном процессе. В Минтрансе пояснили, что это тестирование (при приёме на работу и далее с периодичностью раз в четыре года) будет способствовать раннему выявлению заболевания.

«ВИЧ, в зависимости от стадии и степени тяжести сопутствующей патологии, может явиться медицинским противопоказанием к продолжению работы, связанной с обеспечением безопасности движения поездов», – отмечает Елена Жидкова.

В проекте приказа Минтранса также содержится набор специфичных исследований для отдельных железнодорожных специальностей.

Тестирование на определение сумеречной остроты зрения и чувствительности к ослеплению должны будут проходить машинисты и их помощники, дежурные стрелочного поста, дежурные по переезду, сигналисты, составители поездов и представители ещё ряда профессий.

Для работников локомотивных бригад в возрасте 35 лет и старше обязательной станет проба с физической нагрузкой – велоэргометрия или тредмил-тест. Её же не реже одного раза в четыре года должны будут сдавать и другие работники в возрасте 35–49 лет при наличии у них двух и более факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, а в возрасте 50 лет и старше – при каждом медосмотре.

Жёсткий отбор

Минтранс расширил список железнодорожных профессий, для которых обязательно психофизиологическое обследование, которое подразумевает оценку таких качеств работника, как готовность к экстренному действию, бдительность, устойчивость, концентрация, объём и скорость переключения внимания, эмоциональная устойчивость (помехоустойчивость). По мнению разработчиков документа, его должны проходить машинисты и их помощники, дежурные по железнодорожной станции и поездные диспетчеры, а также энергодиспетчеры, в том числе старшие, и электромонтёры контактной сети.

В зависимости от результатов обследования должно выноситься заключение о профпригодности работника, срок действия которого от одного до трёх лет. По истечении этого времени нужно будет проходить повторное обследование.

Елена Жидкова пояснила, что ОАО «РЖД» участвовало в разработке нового порядка психофизиологического отбора, причём именно компания настояла на необходимости законодательно закрепить такие обследования для профессий дежурно-диспетчерской группы и группы электроснабжения, поскольку они также участвуют в обеспечении безопасности перевозочного процесса (сейчас, согласно нормативам МПС, такому отбору подвергаются только машинисты). Более того, в РЖД периодически расширяется перечень профессий, представители которых должны проходить психофизиологический отбор: в 2018 году в число тестируемых вошли сигналисты, составители поездов, регулировщики скорости движения вагонов, дежурные по парку, операторы сортировочной горки, дежурные по сортировочной горке, станционные и маневровые диспетчеры.

«Методология оценки и требования зависят от вида движения и условий работы – работа в условиях монотонности или интенсивного движения, скоростное движение. Например, для проведения психофизиологического обследования при отборе машинистов пассажирского и грузового движения мы используем методику определения готовности к экстренному действию в условиях монотонно действующих факторов, методику определения скорости переключения внимания на красно-чёрных таблицах Шульте-Платонова, методику определения эмоциональной устойчивости (помехоустойчивости)», – рассказывает Елена Жидкова.

Всего в компании ежегодно проводится около 57 тыс. таких обследований в 234 психофизиологических подразделениях сети «РЖД-Медицина».

Мария Абдримова

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ