Новости

Реклама

Обработка информации о дефектах требует скрупулёзности

Инфраструктура | Вторник | 12.11.2019 | 15:34
 
Как обрабатываются сведения, поступающие со всего полигона ЗабЖД
Обработка информации о дефектах требует скрупулёзности
фото: Семён Казак
В середине января 2013 года на Забайкальской железной дороге было зафиксирован «антирекорд». Тогда произошло пять сходов вагонов с рельсов. Ситуация требовала кардинального изменения подхода к диагностике путей.

Один из сходов произошёл 23 января 2013 года на перегоне Ксеньевка–Кислый Ключ. Тогда с рельсов сошло 11 грузовых вагонов. Причиной чрезвычайного происшествия явился излом рельса. Чтобы изменить положение дел и в дальнейшем свести к минимуму количество таких происшествий, требовалось усилить контроль за состоянием путей, обеспечить своевременное обнаружение повреждений и дефектов рельсов, точную диагностику и аналитику. Для этого были модернизированы передвижные средства обнаружения изъянов путей, количество обновлённых вагонов-дефектоскопов увеличено до 28. Благодаря более точной аппаратуре, усовершенствованным средствам передачи информации с мест, обследование путей вышло на качественно новый уровень. Но информацию ещё надо расшифровать, обработать, проанализировать и дать верные и обоснованные рекомендации по устранению возникших неблагоприятных обстоятельств. Причём, сделать это надо в максимально сжатые сроки. Поэтому были внесены достаточно серьёзные изменения в методики работы дефектоскопистов, реорганизована система сбора и анализа поступающих данных.

В целом, обработка информации состоит из двух этапов. Ввиду этого при региональном центре диагностики и мониторинга сооружений инфраструктуры работает единый центр расшифровки дефектограмм съёмных дефектоскопов. Он разделён на два отдела – отдел аналитики и отдел первичной расшифровки дефектограмм. Именно с работы этих специалистов и начинается обработка сведений, ежедневно поступающих со всего полигона Забайкальской железной дороги. Предварительно их собирают бригады дефектоскопных тележек: техники и операторы. После расшифровки дефектограмм каждому технику по адресу дистанции пути выдаётся заключение о появлении новых меток на определённых участках для проведения их вторичной проверки. Кроме этого, при расшифровке выявляется наличие и количество участков пути, не проверенным по каким-либо причинам. В таких случаях рекомендации на повторную проверку также отправляются по соответствующим адресам.

В дистанции пути организуют повторный выезд бригад вагонов-дефектоскопов уже на конкретно указанные точки путей.

Для операторов дефектоскопных тележек нет мелочей в работе, но особо они следят за выявлением изломов рельсов, остродефектных рельсов и соблюдением габаритов соседнего пути. Такое отношение к вышеперечисленным, вызывающим подозрения фактам, обусловлено тем, что именно они в большинстве случаев являются причиной схода вагонов с рельсов.

После проведения вторичных проверок и подтверждения обнаружения дефектов в пути, наступает время работы специалистов аналитического отдела. К примеру, бригада вторичного контроля определённой дистанции пути подтвердила, что на таких-то участках обнаружены остродефектные рельсы. Существует нормативно-техническая документация, где указаны коды по всем видам дефектов. Этот код присваивается выявленному ОДР и указывается в сообщении. В зависимости от значения кода принимается решение о мерах по устранению дефекта. Как правило, это оперативная замена рельса. Параллельно с этим аналитики поднимают данные по предыдущим проходам контролёров по проблемным участкам для анализа развития дефекта по времени и выясняют, как в определённый период работали операторы. Это позволяет ответить на два вопроса. Первый: можно ли было бы вскрыть этот дефект раньше? Если «да», то, по какой причине этого не произошло? Устанавливается: либо ОДР пропустил оператор, либо его наличие не записалось из-за неправильной настройки дефектоскопа или есть ещё какие-то причины. А главное – принимаются все меры, чтобы это не повторилось.

И статистика улучшается. Так, на 8 ноября 2019 года было зафиксировано 10 сходов подвижного состава. Среди них нет ни одного, произошедшего из-за излома рельсов. За аналогичный период прошлого года было допущено 18 сходов. Кроме того, на эту же дату текущего года был выявлен 21 остродефектный рельс. За то же время прошлого года – 17. Сход вагонов из-за пропущенного дефекта всегда квалифицируется как «чрезвычайное происшествие» и крайне вредит эффективности работы всей Забайкальской магистрали.

На фото: Вагон-дефектоскоп – важнейший инструмент по сбору информации о состоянии пути.

Алексей Величко
Материал опубликован в газете «Забайкальская магистраль» 12.11.19

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ