Новости

Реклама

Как «лечить» локомотивы

Инфраструктура | Четверг | 07.11.2019 | 15:57
 
Октябрьская дирекция тяги выстраивает отношения с ремонтниками по ходу ремонта, срокам его выполнения и контролю качества
Как «лечить» локомотивы
фото: Иван Куртов
До сих пор не может вернуться из ремонта тепловоз ТЭП70 № 063 приписки Октябрьской дороги, попавший на ремонтные позиции ещё весной нынешнего года. Тепловоз постройки 1987 года был доставлен на Оренбургский локомотиворемонтный завод, долго простоял там, затем его перегнали в Воронеж, на тепловозоремонтный завод, где он сейчас и находится. При этом нормативный срок ремонта составляет 37 суток. Аналогичная ситуация и с несколькими другими локомотивами приписки Октябрьской, прибывшими в ремонт на ВТРЗ.

В будущем году исполнится десять лет с того момента, как в ходе структурной реформы железнодорожного транспорта ремонт тягового подвижного состава был передан вновь созданной компании ООО «ТМХ-Сервис», преемницей которой стало ООО «ЛокоТех-Сервис».

– Согласно договора № 285 все электровозы и тепловозы, приписанные к Октябрьской дороге, переданы на сервисное обслуживание компаниям «ЛокоТех-Сервис», «Рослокомотив» и «Уральские локомотивы», – рассказывает начальник отдела планирования и контроля ремонта Октябрьской дирекции тяги (ОДТ) Александр Леонов. – Также по договору содействия были переданы (со всеми основными фондами и персоналом) и сами предприятия – ремонтные локомотивные депо всей сети железных дорог. На Октябрьской имеется представительство основной ремонтной компании – «ЛокоТех-Сервис», и наш отдел плотно взаимодействует с ним по вопросам формирования программы ремонта, сроков его выполнения и контроля качества. Мы стремимся уйти от выполнения только контрольных функций, – стараемся прогнозировать ситуацию, работать в контакте с сервисными компаниями, обеспечивать их нормативной базой.

До последней реформы структуры «ЛокоТех» в Санкт-Петербурге находился филиал компании, но после перехода к полигонной системе его функции сократились, а центром Северного полигона стал Ярославль.

Но эти перемены вызывают озабоченность, ведь в ходе структурных изменений необходимо сохранить целостность организации исполнителя работ, чтобы не потерять управляемость звеньев.

При старой системе ремонта и обслуживания техники локомотивные депо по выполняемым функциям и производимым видам ремонта дублировали друг друга. Теперь появление единого исполнителя ремонта повлекло специализацию ремонтных депо и заводов. Сейчас тяговые машины Октябрьской проходят ремонт во всех концах страны – на заводах Уссурийска, Воронежа, Оренбурга, в депо Поворино, Сольвычегодск, Елец, Сарепта. В связи с удалённостью ремонтных предприятий перед заказчиком встаёт вопрос доставки локомотивов к месту проведения ремонтов. Как показывает практика, порой локомотивы простаивают в ожидании начала ремонта по несколько месяцев.

В результате специализации ремонтных предприятий каждое из них стало уникальным, то есть производит какой-то один вид ремонта. А что будет, если одно звено ремонтной цепочки забуксует? Равноценную замену ему удаётся найти не всегда. Так, начало реконструкции депо Елец повлекло значительное сокращение объёмов ремонта и увеличило время его прохождения для тепловозов ТЭП70. Международные поезда на Октябрьской дороге водят в основном эти машины, и потребность в их ремонте колоссальная. Положение обострилось нынешним летом и в связи с ожидаемой реорганизацией Воронежского тепловозоремонтного завода, где ремонтировали 2ТЭ116 и те самые ТЭП70. Замену ему не нашли, в итоге перепростой ТЭП70 в течение полугода превышал нормы в несколько раз. ОДТ все лето пыталась компенсировать нехватку машин другими сериями локомотивов.

– В некоторых депо снизился объём ремонта узлов и линейного оборудования, необходимого для ремонта локомотивов, прежде всего тяговых двигателей и колёсных пар. Значит, заводы должны поставлять агрегатов больше и в сжатые сроки, а ремонтные депо – формировать переходной комплект узлов, – пояснил Александр Леонов.

Случается, подводят и поставщики узлов и деталей, необходимых для комплектации локомотива. К примеру, старушки 2М62 во многих местах ещё тянут свою лямку. При ремонте этих машин ключевой вопрос – замена двухтактных дизель-генераторов на четырёхтактные. Из-за отсутствия поставки этих агрегатов с Коломенского тепловозостроительного завода многие тепловозы М62, 2М62 отставлены от работы, – всего на полигоне Октябрьской около 20 секций.

Что касается электровозов, есть проблемы с ремонтом машин 2ЭС4К на Челябинском электровозоремонтном заводе.

На Мурманском отделении ключевое ремонтное депо – Кандалакша. В регионе стабильно растут перевозки, в портах строятся новые перевалочные мощности. Это требует слаженной работы разных хозяйств дороги и гарантированного предоставления тяги под поезда. За последние годы на предприятии полностью сменился парк, на смену грузовым ВЛ80 пришли современные 2ЭС5К и 3ЭС5К. Специалисты депо производят ремонт уровня ТР-500 (аналог ТР-3 для старых машин) и ТР-250 (аналог ТР-2). Для новых видов ремонта деповчане делают оснастку, приспосабливают старый станочный парк для новых целей. Одновременно действует программа дооснащения предприятий новым оборудованием.

Волховстроевское ремонтное депо – базовое на грузонапряжённом коштинском ходу, оно специализируется на ремонте грузовых электровозов постоянного тока. За последние годы в составе депо появились новые ПТОЛ – Лужская, Свирь и Бабаево. А ПТОЛ на станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, пожалуй, самый крупный в Европе. В итоге в ремонтном депо сложилась сложная сеть производств, тесно связанных друг с другом. Базовое депо выполняет ремонты в объёме ТР1, ТР2 и ТР3, на пунктах технического обслуживания лежит забота о машинах в процессе эксплуатации. Если плохо работает одно звено, нарушается вся цепь.

В случае некачественной работы ПТОЛа возникает риск увеличения объёма передисклокации с одного места ремонта на другое, нагрузка в котором, как следствие, существенно возрастёт. Будут накапливаться машины на тракционных путях, станет сложнее выпускать электровоз под поезд, в целом вырастет недосодержание парка.

– Октябрьская дирекция тяги помогает сервисной компании выявлять возможные проблемы, – пояснил Александр Леонов. – Проведённые структурные преобразования в виде укрупнения филиалов не должны отрицательно сказаться на организации и обеспечении перевозочного процесса ОАО «РЖД». Надеемся, что руководство ОП «Северный полигон» не допустит проблем локомотиворемонтного комплекса Октябрьской. С нетерпением ждём, что коллеги разработают и согласуют в ОАО «РЖД» программу развития сервисных локомотивных депо Октябрьской на ближайшую перспективу.

Владимир Саблин
Материал опубликован в газете «Октябрьская магистраль» 07.11.19

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ