Новости

Реклама

Проект-победитель конкурса «Новое звено» внедряется на Куйбышевской магистрали

Инфраструктура | Среда | 23.10.2019 | 01:57
 
Для реализации идеи требуется только корректировка графика движения поездов
Проект-победитель конкурса «Новое звено» внедряется на Куйбышевской магистрали
фото: Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»
Победителем конкурса «Новое звено» в этом году стал проект «Увеличение участковой скорости в результате изменения режима ведения «скрещенных поездов», представленный командой Куйбышевской дороги. Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центральной дирекции управления движением Павел Иванов поручил региональным дирекциям к 5 ноября подготовить списки подходящих для внедрения технологии участков на всей сети.

Идея проекта заключается в использовании возможности рекуперации – выработки локомотивами электроэнергии в режиме торможения с отдачей её в контактную сеть. Конструктивная особенность электровозов постоянного тока позволяет преобразовывать кинетическую энергию поезда, следующего по спуску в режиме рекуперативного торможения, в электрическую. Сеть постоянного тока может принять электроэнергию от тягового подвижного состава, сеть переменного тока такой возможностью не обладает.

До последнего времени возможность электрогенерации локомотивов не использовалась в движении поездов. Дело в том, что вырабатываемая тяговым подвижным составом электроэнергия может отправляться только на тяговые подстанции, где она не нужна: мощности этих объектов энергетической инфраструктуры рассчитаны на определённую величину напряжения, и приходящие от рекуперации дополнительные ресурсы просто гасятся на демпферных сопротивлениях тяговых подстанций.

Но в 2018 году проблемой заинтересовались машинист-инструктор по теплотехнике эксплуатационного депо Пенза Дмитрий Шереметьев и работавший в тот момент заместителем начальника технического отдела Куйбышевской дирекции тяги Альбек Альмуканов (сейчас трудится помощником машиниста в эксплуатационном депо Самара). Они предположили, что вырабатываемую при рекуперативном торможении на спуске электроэнергию можно передать идущему в этот же подъём электровозу, который нуждается в дополнительной мощности. Как раз в этот момент увеличивается нагрузка на тяговые двигатели входящего в подъём локомотива, что приводит к падению напряжения в сети. А недостаточное напряжение снижает мощность двигателя, заставляя поезд двигаться медленнее. С другой стороны, рекуперативное торможение поезда, следующего по спуску, даёт возможность повысить и его скорость за счёт меньшего использования автотормозов (происходит торможение двигателем). От локомотива к локомотиву электроэнергию можно передать с помощью установленных между тяговыми подстанциями на расстоянии 10–15 км друг от друга пунктов поперечного пересечения, называемых на дороге подпитывающими подстанциями. «Сделать это можно только в момент «скрещения» – одновременного следования на уклоне двух идущих навстречу поездов, то есть только в режиме реального времени: передал – принял», – отмечает Альбек Альмуканов.

Чтобы проверить идею и довести её до состояния проекта, Дмитрий и Альбек обратились к движенцам – поездному диспетчеру Нижнекамского района управления движением Любови Коковой и начальнику станции Бензин Владиславу Сафронову. Для расчётов и испытаний выбрали подходящий уклон на участке Пенза – Октябрьск. Проанализировали и отрегулировали расписание, 15 сентября провели экспериментальные поездки, которые подтвердили ожидаемый эффект. При прохождении 10-процентного подъёма на перегоне Шнаево – Леонидовка нечётные поезда обычно теряют скорость с 75–80 до 47–54 км/ч. «Напряжение в контактной сети при движении по ровному профилю пути составляет 3700 кВ. При заходе на подъём оно снижается до 2800–2900 кВ», – объясняет Дмитрий Шереметьев.

Передача рекуперативной электроэнергии встречного поезда позволила повысить напряжение до 3400–3500 кВ. За счёт этого увеличилась мощность двигателей, выросла скорость движения. Увеличилась скорость и чётного поезда, меньше применявшего автотормоза. При такой технологии тяжёловесные поезда тормозят здесь два раза вместо четырёх в обычном режиме, а лёгкие не тормозят совсем. «В общей сложности участковая скорость на данном участке увеличилась на 0,5 км/ч», – говорит Любовь Кокова. Кроме того, срекуперированная энергия заменила часть электроэнергии, получаемой от тяговой подстанции, снизив её расход на каждый поезд на 500 кВт. При встречном следовании на этом участке десяти пар поездов в сутки экономия электроэнергии на тягу поездов составит 1,3 млн кВт в год.

Важно отметить, что для внедрения проекта не требуется никаких материальных затрат, только корректировка графика движения поездов.

Предложение победителей конкурса нашло отклик у руководства дороги и в Центральной дирекции управления движением. На Куйбышевской магистрали уже выбрали 40 подходящих участков и создали дорожную карту по организации на них движения «скрещенных» поездов. «Техническая скорость увеличится на 0,5 км/ч в сутки для одного участка и на 0,3 км/ч для всей дороги», – делится расчётами Владислав Сафонов.
Александр Зубов

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ