Новости

Реклама

Машинист станет оператором

Инфраструктура | Среда | 18.09.2019 | 11:36
 
Благодаря цифровым технологиям водить поезда станет комфортнее и престижнее
Машинист станет оператором
фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»
Как уже писал «Гудок», на минувшей неделе в Саратове прошло сетевое совещание по кадрам и социальным вопросам. В панельной дискуссии на тему «HR и бизнес: создавая будущее вместе» принял участие заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД» Олег Валинский. Он рассказал о преимуществах вождения поездов с помощью цифровой системы управления.

«В локомотивах старых серий всё управление было построено на аналоговых электрических схемах, новые машины, которые сейчас разрабатываются, отличаются усовершенствованной системой микропроцессорного управления и диагностики узлов и систем локомотива. В связи с этим с одной стороны упростится диагностика локомотива, с другой – уменьшится потребность в ремонте при следовании локомотива с поездом. Соответственно, будут предъявляться требования к объёму знаний локомотивных бригад в области программирования и работы микропроцессорной техники», – отметил Олег Валинский.

По словам начальника Дирекции тяги, повсеместное распространение получат системы передачи диагностических данных о состоянии локомотива в режиме реального времени. Такая функция уже есть практически у всех выпускаемых в настоящее время локомотивов, однако её использование пока сдерживают требования по защите информации, поэтому локомотивы дооснащаются системами шифрования передаваемых данных. Также разрабатываются алгоритмы анализа диагностических данных, поступающих с борта локомотива, которые позволяют прогнозировать отказы оборудования и дистанционно оказывать помощь машинисту в нестандартных ситуациях.

Преимущества использования современных систем управления заключаются в возможности управления локомотивом одним машинистом и функциональной разгрузке машиниста благодаря системам автоведения и телемеханического контроля бдительности, что переводит машиниста в разряд оператора, отметил Олег Валинский. В обязанности оператора будет входить ввод исходных данных о поезде, о предстоящей поездке, в пути следования – контроль работы оборудования локомотива и предотвращение возможных аварийных ситуаций. Управление локомотивом система берёт на себя, гарантируя отсутствие таких грубых нарушений безопасности движения, как превышение скорости, проезд запрещающих сигналов и т.п.

«Благодаря активной цифровизации отрасли и внедрению современных технологий автоматического дистанционного управления у машиниста высвободится больше времени на организацию движения и контроль инфраструктуры, – сказал Олег Валинский. – В то же время он должен будет быстрее реагировать на нештатные ситуации, ведь скорости движения локомотивов в ближайшем будущем возрастут».

Своим взглядом на предстоящие изменения в профессии с «Гудком» поделился машинист эксплуатационного локомотивного депо Максим Горький Приволжской дирекции тяги Дилгам Сулейманов. Он водит не оснащённый компьютером электровоз ВЛ80С, но уже видит себя в роли машиниста локомотива нового поколения: «Представляю себя сидящим в кабине локомотива и контролирующим бортовой компьютер, который набирает тягу, поддерживает скорость согласно расписанию, делает технологические остановки. И при этом не забывает об экономии топливно-энергетических ресурсов».

Такие параметры, как экономия ресурсов и безопасность движения, сегодня во многом зависят от мастерства машиниста, расчётливого торможения, соблюдения режима вождения и даже от его психологического состояния. Электроника же не подвластна настроению: какая программа задана, такую компьютер и выполняет.

«Но чтобы контролировать электронику, машинисту нужны знания цифровой технологии – это его страховка, – полагает Дилгам Сулейманов. – Лично мне надо подучиться цифровой грамоте. Благодаря новым технологиям работать машинистом станет комфортнее и престижнее, но прежде надо освоить эти технологии».

На совещании в Саратове было отмечено, что ОАО «РЖД» придаёт первостепенное значение созданию системы цифрового обучения работников. По словам заместителя начальника Департамента управления персоналом компании Марии Савиной, в этом году открылось порядка 160 дистанционных курсов, среди которых самыми популярными стали именно курсы цифровой грамотности.

Инга Быкова,
соб. корр. «Гудка»
Саратов

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ