Новости

Реклама

Надёжная «кольчуга» для Муи

Инфраструктура | Четверг | 22.08.2019 | 13:26
 
Вскоре мощное берегоукрепительное сооружение укротит норов коварного притока Угрюм-реки
Надёжная «кольчуга» для Муи
фото: Евгений Воротников
На перегоне Улан-Макит – Таксимо река Муя уже много лет подбирается к земляному полотну железнодорожного пути.

Осмотр, обследование опасных мест, угрожающих безопасности движения поездов, разработка эффективных превентивных мер, направленных на устранение данных угроз – такова одна из главных задач, поставленных перед небольшим коллективом инженерно-геологической базы на станции Северобайкальск, возглавляемой Евгением Воротниковым.

Недавно, на излёте июля, специалистами геобазы был произведён осмотр участка размыва правого берега реки Муя, расположенного на 1465 километре перегона Улан-Макит – Таксимо (он находится под контролем Куандинской дистанции пути (ПЧ-26).

По словам Евгения Воротникова, участок состоит на учёте как деформационное место по причине подмыва берега вблизи пути рекой Муя. Соответствующий паспорт формы ПУ-9 на данное место был заведён 1 января 2012 года. Длина участка размыва составляет около 600 метров, высота откоса берега – порядка 40 метров.

К тому же этот откос состоит из песчаных несцементированных сыпучих грунтов, что влечёт за собой его ежегодный размыв и выветривание.

По данным водомерного поста, наибольший уровень воды в реке Муя был зафиксирован 26 июля 1980 года – без малого 6 метров.

По левому берегу на протяжении ряда последних лет происходит активное отложение песка в русле, что, в свою очередь, приводит к постепенному смещению русла реки вправо, увеличению скорости течения и, соответственно, негативной динамике по темпам размыва правого откоса берега.

Вывод ясен: для предотвращения дальнейшего размыва правого откоса берега реки, обеспечения целостности земляного полотна и безопасности движения поездов на этом участке, необходимо выполнить укрепление данного откоса с обязательной разработкой мероприятий, препятствующих развитию ветровой эрозии.

На основании результатов инструментальной топографической съёмки местности с применением современного GPS-оборудования («снято» около 95000 квадратных метров) было принято решение об устройстве в месте размыва берега мощной противоразмывной дамбы из крупнообломочного скального грунта высотой до 6 метров, протяжённостью более 800 погонных метров и общим объёмом в 27627 кубометров.

А для исключения ветровой эрозии песчаного откоса необходимо выполнить его укрепление надёжной «кольчугой» – объёмной георешёткой с заполнением питательным грунтом – для интенсивного развития многолетних растений, которые своими корнями укрепят поверхность откоса. Площадь укрепления георешёткой планируется солидная: более 17000 квадратных метров.

Предположительно наряд-заказ на эти работы будет выполнен в 2020 году силами ПМС-291. За плечами коллектива этого спецподразделения есть ряд надёжно и качественно выполненных проектов – в частности, нижнеудинские пээмэсовцы в 2014 году уже отличились на наших северах: возвели мощное берегоукрепительное сооружение на реке Муякан – это как раз приток вышеупомянутой Муи.

По словам Евгения Воротникова, сегодня в процессе претворения в жизнь масштабного проекта «БАМ-2» коллектив геобазы в перманентном режиме ведёт технический надзор за соблюдением техусловий и нормативных требований на ряде объектов в ходе строительства вторых путей на участке от Лены до Хани. Так вот, в этом плане нередко выявляются отдельные замечания.

Скажем, при устройстве охлаждающих конструкций из скального камня фракция должна быть в пределах 200-500 мм и слой – до метра (это необходимо для проветривания и нивелирования негативного воздействия солнечной радиации). Бывают случаи, что строители отсыпают вовсе мелочь – то есть отступают от техусловий, которые они должны неукоснительно соблюдать. Или же при подготовке различных площадок ножом бульдозера безжалостно сдирают почвенно-растительный слой (ПРС), тем самым провоцируя оттайку многолетнемёрзлых грунтов со всеми в буквальном смысле вытекающими проблемами.

Так что ещё раз напомним: нельзя трогать ПРС – прямо на него следует вести отсыпку скальника. И тогда всё будет нормально – не поплывёт вечная мерзлота…

Сергей Ринчинов
Материал опубликован в газете «Восточно-Сибирский путь» 16.08.19

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ