Новости

Реклама

Кому доверяют испытать мост

Инфраструктура | Пятница | 16.08.2019 | 12:53
 
Преемственность поколений на железной дороге является важнейшей составляющей её развития
Кому доверяют испытать мост
фото:
В этом году исполнилось 100 лет первым мостоиспытательным станциям. В Москве, Петрограде и Киеве они появились в 1919 году в разгар Гражданской войны для изучения статистического и динамического воздействия железнодорожной нагрузки на мосты с последующим восстановлением объектов. Тогда руководить такими структурами назначали исключительно представителей инженерно-профессорского состава.

Развитие науки и техники, безусловно, упростило принципы и методы обследования мостовых сооружений, но требования к профессиональной подготовке и «обкатке» инженеров-мостовиков в работе по-прежнему высочайшие. Я поняла это, побывав на Московской сетевой мостоиспытательной станции № 5 Московского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры. Здесь я познакомилась с ведущим технологом Леонидом Шенкманом и заместителем начальника мостоиспытательной станции № 5 Антоном Лакеевым, по приглашению которого я, собственно, и прибыла на это предприятие с богатой историей. Когда молодые железнодорожники просят рассказать о своих наставниках, отказать трудно. Вот и во время нашей беседы, говоря о своём учителе Леониде Шенкмане, Антон Лакеев замечает, что благодарен судьбе за то, что ему предоставилась возможность трудиться вместе с профессионалом такого уровня. Несмотря на то что оба моих собеседника являются представителями разных поколений и даже эпох, у них много общего. И Леонид Эмильевич, и Антон Сергеевич – ученики одной инженерной школы – МИИТа, которая на протяжении десятилетий готовит первоклассных мостовиков.

20190816__5_1a.jpg
Антон Лакеев (справа) вместе со своим наставником Леонидом Шенкманом

  Справедливости ради отмечу, что мостовики в строительной и железнодорожной отраслях – это особая каста. Люди этих профессий даже в шутку говорят о себе, что в них течёт «голубая кровь». А если серьёзно, то их деятельность наглядно свидетельствует об уровне инфраструктурного развития страны. И если уж рассуждать дальше, то в России с её разнообразным рельефом, множеством рек и десятками тысяч действующих мостов профессия мостовика имеет стратегическое значение. Она, к слову, требует не только отменной теоретической подготовки, но твёрдости характера, готовности ставить общественное выше личного, жертвовать свободным временем ради работы. В условиях высокого спроса на мостовиков на рынке труда привлечь и закрепить этот «штучный товар» на железной дороге очень непросто. Зато те из них, кто прошёл курс молодого бойца на магистрали, вырастают в настоящих профи.

Таким профи не только в масштабах дороги, но и всей сети коллеги справедливо считают Леонида Шенкмана. За плечами у Леонида Эмильевича 35 лет работы на одном предприятии. В составе комиссий он принимал участие в испытаниях 30 мостов перед их вводом в эксплуатацию. В том числе моста Москворечье на участке Москва – Серпухов курского хода МЖД, построенном в 2007 году. Его развёрнутая длина почти 474 м.

Стоит сразу отметить, что коллективы сетевых мостоиспытательных станций, а сегодня на железных дорогах России функционируют 3 таких подразделения в Москве, Саратове и Хабаровске, работают по полигонному принципу и в соответствии с пятилетним планом. Они испытывают и обследуют мосты, длина которых превышает 100 м. Остальные сооружения – в поле зрения дорожных станций, они есть на каждой магистрали и входят в состав региональных центров диагностики и мониторинга инфраструктуры. Например, в московском центре таких 4.

В поле деятельности Московской сетевой мостоиспытательной станции № 5 попадают не только сооружения столичной и соседних Октябрьской, Юго-Восточной и Северной железных дорог, случаются командировки на Западно-Сибирскую или, скажем, Калининградскую магистрали. Каждый такой выезд даёт возможность работникам дорожных станций (работа на искусственных сооружениях ведётся, как правило, совместно) получить от своих «старших» коллег уникальный опыт и знания. Одновременно специалисты мостоиспытательных сетевых станций выполняют и контролирующую функцию: их задача проследить точность выполнения ремонтных мероприятий по итогам предыдущих обследований.

Так вот, Леонид Шенкман – один из немногих мостовиков-железнодорожников, кому под силу по результатам испытаний мостов произвести расчёты прочности элементов конструкций вручную. Зачем это нужно, спросите вы, в эпоху информационных технологий? Супермашинам подвластно далеко не всё. Сегодня на сети дорог существуют сооружения, для которых в силу их возраста, конструктивных особенностей и других сопутствующих факторов рассчитать максимально допустимую нагрузку умные компьютеры не могут. А Леонид Эмильевич может, что и делает с завидной регулярностью. Так, в прошлом году, не прибегая к помощи соответствующих компьютерных программ, он производил расчёты надёжности элементов конструкций Цимбалинского автодорожного путепровода, расположенного на станции Фарфоровская Октябрьской железной дороги, и автодорожного путепровода на 472 км через железнодорожные пути на станции Грязи-Волгоградские Юго-Восточной магистрали (данные сооружения находятся на балансе ОАО «РЖД»).

Имя Леонида Шенкмана хорошо известно в среде железнодорожных мостовиков. Если нужен совет или помощь – всё к нему. Потому что, как считает сам работник, мост – это конструкция в высшей мере творческая, двух одинаковых мостов не бывает, и, чтобы принять правильное решение по конкретному объекту, порой без мнения компетентных коллег не обойтись. В его жизни были учёные из ВНИИЖТа, ЛИИЖТа: Алексей Антипов, Андрей Зенкин, с которыми довелось вместе работать. Наставниками Леонид Эмильевич также считает своего научного руководителя в МИИТе, начальника отдела главного управления пути МПС Андрея Бушина, руководителя управления пути и сооружений МПС Анатолия Цепушелова, начальника мостостроительной станции № 5 Юрия Коротеева, мостоиспытателя Антона Дорошкевича.

– Мостовика формирует не теория, а многолетняя практика, – заявляет железнодорожник. – Сейчас мы переживаем переходный период, старожилы уходят, их меняет молодёжь. Сказать, что на предприятиях стоит очередь из желающих посвятить свою жизнь обследованию мостов, не скажешь. Чтобы только научить азам профессии, необходимо не менее трёх лет. А что такое мостовик? Это постоянные командировки. По мне, так это дело не для карьеристов, а романтиков.

Благодаря своей профессии Леонид Эмильевич исколесил половину Советского Союза, с командировками побывал во многих странах соцлагеря, конечно же, на БАМе, куда в 1985 году был переброшен большой десант мостоиспытательной станции. Коллективом предприятия тогда были обследованы все сооружения на участке Кунерма – Северомуйский тоннель. Этот период биографии был отмечен сразу несколькими наградами от МПС. В 1987-м в Клайпеде Леонид Шенкман принимал участие в испытаниях металлических конструкций паромной переправы Клайпеда – Мукран (ГДР). И таких командировок у железнодорожника было не сосчитать.

– Вы не поверите, но на БАМе меня спас обычный бинокль. Я однажды снизу вверх смотрел на мост, он метров 30 в высоту. Вдруг почувствовал удар камешка, упал небольшой такой и оставил приличную вмятину в корпусе бинокля, – улыбается железнодорожник. – Второй раз я понял, что родился в рубашке в 1986 году в Новом Уренгое. Мы переправлялись по реке на металлической лодке, но из-за сильного течения вынуждены были делать это, держась за натянутую между берегами верёвку. Какой-то умник сказал отпустить, зачем, мол, всем тянуть, и мы послушались. Лодку тут же понесло. Благо у одного из группы была лопата, еле-еле дотянули обратно до троса и уже не отпускали.

Такими рассказами хорошо украшать мемуары, а если серьёзно, то воспоминаний у Леонида Шенкмана хватит не на одну книгу, а опыта, пожалуй, не на одно поколение железнодорожников.

– Мы вместе с Леонидом Эмильевичем и бывшим начальником станции Юрием Умалёновым несколько лет назад обследовали мост через реку Преголя в Калининграде. Это была моя первая командировка и выпала на уникальный объект, – рассказывает заместитель начальника мостоиспытательной станции № 5 Антон Лакеев. – Сооружение, построенное немцами ещё в Кёнигсберге, относится к комбинированным мостам, то есть включает пешеходную, автодорожную части и железнодорожные пути. Его протяжённость 380 м. Кроме того, этот мост разводной, а когда-то был ещё и поворотным. Благодаря моим старшим наставникам я получил уникальный опыт и знания, которые уже помогают мне в самостоятельной работе. Трудясь бок о бок с Леонидом Шенкманом, я понял, что преемственность поколений на железной дороге является неотъемлемой частью её развития.

При обследовании искусственных сооружений мостовикам приходится работать со сложной измерительной и диагностической техникой. В арсенале сетевой мостоиспытательной станции № 5 есть самые последние виды оборудования для проведения динамических и статистических испытаний пролётных строений, контроля прочности бетона, проведения топографо-геодезических работ и т. д. Станция укомплектована современным служебно-техническим вагоном. Передовое оснащение и профессионализм персонала позволяют ей успешно решать задачи на высоком техническом уровне.

Наталья Щевелева
Фото автора
Материал опубликован в газете «Московский железнодорожник» 16.08.19
На полигоне Московской железной дороги порядка 8000 искусственных сооружений. Крупных мостов, входящих в поле деятельности сетевых мостоиспытательных станций, – 54. Их развёрнутая длина более 18 км. 
Столичная магистраль также один из лидеров по числу мостов, построенных ещё в царскую эпоху, а также восстановленных после обрушений времён Великой Отечественной войны. 

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ