Новости

50 м
3 ч
3 ч
5 ч
6 ч
7 ч
21 ч

Реклама

Локомотив учат «видеть» и «думать», чтобы потом отправить в автономный рейс

Инфраструктура | Четверг | 11.07.2019 | 14:11
 
В Лосте завершилось тестирование программно-аппаратного комплекса для автоматизации управления локомотивом
Локомотив учат «видеть» и «думать», чтобы потом отправить в автономный рейс
фото: Роман Зангиров
В эксплуатационном локомотивном депо Лоста завершён первый этап реализации пилотного проекта ОАО «РЖД» «Внедрение технологии технического зрения для управления и мониторинга подвижного состава».

Важность внедрения этой инновационной технологии в рамках глобальной программы «Цифровая железная дорога» велика. По сути проект является промежуточным звеном между традиционным управлением тяговым подвижным составом, которое осуществляет машинист, и полной автоматизацией процесса, когда управление локомотивом может производиться дистанционно.

Как рассказал начальник технического отдела Северной дирекции тяги Андрей Орёл, программно-аппаратный комплекс помощи машинисту локомотива (ПАК ПМЛ) создан в АО «Когнитив», специализирующемся на разработке IT–технологий в области транспорта. Инновация была предложена для внедрения на железных дорогах России. В ОАО «РЖД» её признали перспективной.

По мнению разработчиков, потенциал искусственного интеллекта значителен. Это распознавание стрелок и элементов верхнего строения пути, светофоров и других объектов инфраструктуры, людей, вагонов и иных препятствий на путях, движущихся объектов на опасных участках; реализация функций автоведения локомотива; оперативная диагностика верхнего строения пути; детектирование подвижного состава при выполнении работ по его сортировке, возможность его учёта и контроля за ним; картирование объектов инфраструктуры.

Непосредственно ПАК ПМЛ должен информировать о неправильном положении стрелочного перевода, движении на запрещающий сигнал железнодорожного светофора, наличии людей и препятствий (тупиковой призмы и объектов подвижного состава) на пути следования локомотива. Комплекс должен оказывать помощь машинисту при подъезде и прицепке к составу. Подсистема, следящая за проездом контрольных точек, таких как железнодорожный светофор, знак номера стрелки, километровый столб и специальная метка, должна обеспечивать их обнаружение и передачу об их проезде в ЦСОД.

Договор о сотрудничестве с компанией «Когнитив» заключён, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – главный инженер холдинга Сергей Кобзев подписал распоряжение о реализации пилотного проекта.

На его основе разработана детальная дорожная карта, для осуществления первого этапа выбран полигон Северной железной дороги, эксплуатационное локомотивное депо Лоста, а объектом испытания – маневровый тепловоз серии ЧМЭ3.

В течение нескольких месяцев представители компании-разработчика совместно со специалистами Северной дирекции тяги и депо занимались сборкой и установкой тестовых комплектов и программного обеспечения на локомотив, тестировали базовые алгоритмы, адаптировали и настраивали программный компонент, уточняли состав и характеристики оборудования.

К примеру, в ходе одного из испытаний было подключено автостопное оборудование торможения локомотива к оборудованию разработчиков для управления им через программный интерфейс.

На тепловоз установили два кожуха с кронштейнами, в каждом из которых смонтировали по три видеокамеры, настроенные на фиксацию объектов разной удалённости, изображение подавалось на установленный в кабине монитор. Торможение локомотива с помощью программного интерфейса прошло успешно, а проведённые записи будут использованы для последующей оцифровки станции Лоста и обучения нейросети.

Это и другие испытания вскрыли недоработки и помогли устранить их, отладить систему. Первый этап завершён успешно.

Подготовленный ко второму этапу, свежеокрашенный, с заменёнными устройствами безопасности вологодский тепловоз в конце июня отправился в эксплуатационное депо Новомосковск Московской железной дороги, где на него установят оборудование комплекса.

Новые возможности локомотив продемонстрирует на подмосковной станции Щёкино в ходе работы XV Ассамблеи начальников железных дорог, которая пройдёт на следующей неделе.
Завершение пилотного проекта намечено на декабрь 2019 года.

Владимир Савичев
Материал опубликован в газете «Северная магистраль» 11.07.19

Комментарии
    1

6 дней назад

Антон
С этими инновациями,оптимизациями людей без работы оставят,нельзя полностью в России доверять управление локомотивом,особенно учитывая какой парк локомотивов...
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ