Новости

14 ч
17 ч
19 ч
19 ч
22 ч
23 ч
23 ч

Реклама

Значимость награды «Почётный железнодорожник» не меняется со временем

Инфраструктура | Среда | 15.05.2019 | 12:02
 
15 мая исполняется 85 лет со дня утверждения народным комиссаром путей сообщения Андреем Андреевым Положения о значке «Почётному железнодорожнику» – высшей профессиональной награде отрасли. За эти годы знак получили почти 170 тыс. человек.
Значимость награды «Почётный железнодорожник» не меняется со временем
фото: Алексей Жуданов
Впервые предложение о введении особой награды для отличившихся железнодорожников прозвучало 24 ноября 1932 года, когда газета «Гудок» опубликовала выступление председателя ЦК профсоюза железнодорожной отрасли Константина Гулого. «В качестве поощрения ЦК союза железнодорожников намерен создать значок почётного железнодорожника, который должен явиться особой наградой для лучших ударников железнодорожного транспорта, – сообщил тогда Константин Гулый. – Права на получение его удостоится лишь тот, кто ударной работой, безукоризненной дисциплиной в течение ряда лет на каком-либо участке заслужит представления профорганизацией на получение значка».

Полтора года ушло на разработку положения и дизайна знака из серебра. Первым почётным железнодорожником в 1934 году стал диспетчер Грозненского отделения Северо-Кавказской дороги Семён Кутафин, который разработал систему оперативного планирования и организации скоростного продвижения сборных поездов. Он сумел решить проблему сбора на станциях вагонов из различных составов, подвязки к ним паровозных и поездных бригад, составления оперативного плана и расписания для каждого поезда. Благодаря этому скорость поездов увеличилась в два раза. Ранее работа на сборных поездах для железнодорожников была сродни наказанию, поскольку из-за организационных неурядиц они двигались настолько медленно, что заработать на них премии было невозможно. Но через некоторое время это стало важным направлением развития железнодорожных перевозок.

Сегодня награда официально называется «Почётный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги». Чтобы претендовать на неё, сотрудник компании должен, например, разработать или внедрить новую технологию, метод, устройство или придумать способ повысить прибыльность ОАО «РЖД». Как рассказала «Гудку» начальник отдела соревнований и наград Департамента управления персоналом Елена Варющенкова, знаком могут награждаться и лица, проявившие мужество и совершившие самоотверженные действия по предотвращению тяжёлых последствий нарушения правил безопасности движения, спасению пострадавших при крушениях и авариях, по обеспечению сохранности перевозимых грузов и багажа, а также имущества ОАО «РЖД». В исключительных случаях её могут получить и работники других организаций, ранее работавшие на железнодорожном транспорте и на дату награждения активно участвующие в повышении эффективности деятельности ОАО «РЖД».

Согласно положению награждение знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» производится обычно не ранее чем через три года после вручения именных часов главой компании или одним из знаков «За безупречный труд на железнодорожном транспорте».

«С 1934 года по 1 января 2019 года знаком были награждены 169 тыс. 303 человека, – говорит Елена Варющенкова. – С начала этого года компания отметила этой наградой ещё 194 человека».

Знак «Почётный железнодорожник» за особые заслуги могли вручить и несколько раз. Несколько человек его удостаивались трижды. В их числе изобретатель первых путевых машин инженер Виктор Балашенко и машинист Иван Блинов, который внёс более 60 рационализаторских предложений. В целом они позволили экономить в год свыше 100 млн ещё советских рублей.

Среди обладателей знака и бывший сотрудник «Гудка», журналист Тамара Андреева. Она с 1974 года (с самого начала строительства) и до 1988 года работала на БАМе в одной из молодёжных газет, освещая ход строительства магистрали. «В 1988 году я стала первым в «Гудке» собкором-женщиной, а до этого в газете должность считалась мужской, – рассказала Тамара Андреева. – Получается, я проторила путь другим. А знак «Почётный железнодорожник» мне вручили 23 августа 1991 года».

В «Гудке» работает ещё один обладатель почётного знака – начальник отдела дизайна и предпечатной подготовки Андрей Локтев. В 1994 году он был одним из тех, кто реализовал в газете переход на компьютерную вёрстку, и «Гудок» стал одним из первых изданий в стране, внедривших эту самую передовую на тот момент технологию.

В мае 2019 года подписано ещё несколько приказов о награждении, в том числе и осмотрщика-ремонтника вагонов эксплуатационного вагонного депо Лиски Александра Афанасьева, который проявил бдительность и обнаружил взрывное устройство.

При награждении знаком работникам выплачивается премия, а размер корпоративной пенсии увеличивается на 20%. Кроме того, сотрудники имеют право на бесплатный проезд один раз в год в двухместном купе или при желании могут заменить эту льготу годовым абонементом пригородного сообщения. У них есть преимущества при распределении путёвок в санатории РЖД, первоочередное обслуживание на вокзалах, льготы на установку телефона, работающего от железнодорожных АТС, и возможность прохода по удостоверению в официальные учреждения ОАО «РЖД».
Игнат Вьюгин

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ