Новости

12 ч
17 ч

Реклама

Баку – Тбилиси – Карс дотянется до России

Инфраструктура | Воскресенье | 12.05.2019 | 19:10
 
Глава РЖД Олег Белозёров (справа) и  председатель АзЖД Джавид Гурбанов договорились о дальнейшем развитии международного транспортного коридора «Север – Юг»
Баку – Тбилиси – Карс дотянется до России
фото: Азербайджанские железные дороги
ОАО «РЖД» 6 мая подписало меморандумы о развитии сотрудничества с ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (АзЖД) и «Турецкими государственными железными дорогами» (TCDD). Документы предполагают возможность строительства в Турции железнодорожной магистрали стандарта 1520 мм, а также привлечения дополнительных грузов для перевозок контейнерными поездами по западному маршруту коридора «Север – Юг».

Первый меморандум подписали генеральный директор – председатель правления «РЖД» Олег Белозёров и председатель АзЖД Джавид Гурбанов в Баку в рамках деловой поездки главы российской компании. Стороны намерены способствовать росту грузовых перевозок по маршрутам Иран – Азербайджан – Россия – Европа в рамках западного маршрута международного транспортного коридора «Север – Юг» и маршрута Россия – Азербайджан – Турция с использованием инфраструктуры железнодорожной магистрали Баку – Тбилиси – Карс (БТК).
Кроме того, отмечается в пресс-релизе РЖД, планируется развивать транзитные перевозки по направлению Восток – Запад – Восток, прежде всего в сообщении между Азербайджаном и Китаем транзитом через территорию РФ, а также между КНР и другими странами транзитом по территории России и Азербайджана. По итогам 2018 года самыми прибыльными статьями экспорта из России в Азербайджан являются чёрные металлы и древесина – в прошлом году таких товаров вывезено на общую сумму $190,38 млн $181,61 млн соответственно. В обратном же направлении ввозятся в основном фрукты и орехи ($264,51 млн), а также овощи и корнеплоды ($224,67 млн).

«Для повышения эффективности коммерческих и технологических процедур будет развиваться единое информационное пространство. Для сокращения сроков доставки грузов намечена работа по оптимизации пограничных и таможенных процедур, включая электронный обмен данными и предварительное информирование в электронном виде. Предполагается согласованное развитие приграничной инфраструктуры погранперехода Самур – Ялама, направленное на увеличение его пропускной способности с учётом перспективных объёмов перевозок по транспортному коридору «Север – Юг» и по другим маршрутам», – говорится в официальном сообщении РЖД.

Как ранее отмечал президент Азербайджана Ильхам Алиев, ввиду ожидаемого роста объёмов грузоперевозок по коридору «Север – Юг» «необходимо проведение реконструкции местных железных дорог». В начале этого года АзЖД подготовили проект реконструкции дороги Ялама – Сумгаит, включающий в себя расширение пропускных способностей. Проект вошёл в государственную инвестиционную программу Азербайджана на 2018–2027 годы, объём капиталовложений составляет порядка $180 млн. Соответственно, расширение пропускных способностей магистрали подразумевает дальнейшую аналогичную модернизацию погранперехода, чтобы избежать «бутылочного горлышка» на границе.

Второй документ, трёхсторонний меморандум о сотрудничестве в области развития железнодорожных перевозок, главы российской и азербайджанской железнодорожных администраций подписали совместно с генеральным директором TCDD Уйгуном Али Исханом в турецкой столице. Меморандум предусматривает обеспечение регулярных железнодорожных перевозок по маршруту БТК, включая установление экономически обоснованных тарифов и привлечение новой грузовой базы.
Как говорится в пресс-релизе РЖД, для этой цели стороны рассмотрят возможность реализации проекта по строительству второго железнодорожного пути с шириной колеи 1520 мм на участке Ахалкалаки (Грузия) – Карс протяжённостью 76 км по территории Турции и терминально-логистического центра в Карсе. Напомним, действующий вариант БТК предполагает переход на станции Ахалкалаки с колеи 1520 мм на колею 1435 мм. Новый вариант, предусматриваемый меморандумом, позволит осуществлять доставку грузов в Карс без остановки на смену колёсных пар.

«Подписанный меморандум открывает путь к развитию перевозок по линии БТК, которая сейчас строится под руководством азербайджанских железнодорожников. Турция подключается к единому технологическому пространству железных дорог стран бывшего СССР, а также Финляндии, Болгарии и Ирана, работающих в тесном взаимодействии друг с другом», – подчеркнул глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров.

Он также сообщил, что уже сегодня между Россией и Турцией ежегодно перевозится 6 млн тонн грузов в прямом железнодорожном сообщении и 20 млн тонн с использованием разных видов транспорта, включая железную дорогу. По его словам, на коридор БТК пойдут и грузы с Транссиба, отправляемые из Республики Корея, КНР и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Дальнейшее развитие коридора Баку – Тбилиси – Карс в ближайшей перспективе создаст предпосылки для организации регулярного контейнерного сообщения и на постоянной основе включит Турцию в систему евро-азиатских транспортных коридоров, по ветке поедут новые грузы, появятся новые возможности развития международной логистики», – заключил Олег Белозёров.

Возможность привлечения транзитных грузов из стран АТР в Турцию по коридору БТК через территорию РФ позволит России увеличить объём транзитных перевозок за счёт создания новых логистических маршрутов. Кроме того, российское транзитное направление навяжет конкуренцию Казахстану на этом направлении. Который, к слову, первым «обкатал» БТК, отправив в Турцию поезд с зерном в конце позапрошлого года («Гудок» писал об этом в ноябре 2017 года. – Ред.).

Напомним, меморандум, предполагающий строительство ширококолейной железной дороги, в мае заключили транспортные ведомства России, Словакии и Австрии – тогда речь шла о возможном строительстве магистрали Кошице – Братислава (Словакия) – Вена (Австрия). В целом в 2018–2019 годах РЖД подписали ряд аналогичных документов. В частности, в конце марта – с киргизским предприятием «НК «Кыргыз темир жолу». Среди рассматриваемых проектов в документе указано строительство железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан и железнодорожного соединения северных и южных регионов Киргизии. А в июне 2018 года российская компания подписала меморандум о взаимопонимании с «Корейскими железными дорогами» предполагающий возможность совместной реализации проекта соединения Транскорейской железной дороги и Транссибирской магистрали при участии КНДР и Республики Южная Корея.
Кроме того, в прошлом году РЖД подписали меморандумы о сотрудничестве с правительством Сербии и «Китайскими железными дорогами».

Константин Мозговой

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ