Новости

1 д
2 д

Реклама

Железным дорогам раздвигают горизонты

Инфраструктура | Понедельник | 18.03.2019 | 23:30
 
Продление широкой колеи до Вены выведет работу железнодорожных компаний России и Европы на новый уровень
Железным дорогам раздвигают горизонты
фото: Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО "РЖД"
Одна из важнейших задач железнодорожных компаний Евразии – гармонизация правовых вопросов. Снижение нормативных барьеров позволит серьёзно усовершенствовать взаимодействие между странами в области международных грузоперевозок. К такому выводу пришли участники Международного железнодорожного конгресса – 2019 (IRC 2019) в Вене. 

Замминистра транспорта РФ Владимир Токарев отметил в своём выступлении, что на сегодняшний день железная дорога сталкивается с жёсткой конкуренцией с альтернативными видами транспорта, несмотря на то что именно железнодорожный транспорт является оптимальным вариантом доставки крупных партий грузов на дальние расстояния.

«Тем временем железнодорожные транзитные маршруты пользуются всё более высоким спросом среди клиентов. Стоит отметить, что если ранее основной грузопоток шёл из Китая в Европу, то сейчас баланс выравнивается, всё больше грузов следует в обратном направлении», – подчеркнул замглавы транспортного ведомства.

По его словам, объём российского экспорта в Австрию по итогам прошлого года составил $3,4 млрд (в 1,7 раза больше, чем годом ранее). При этом Австрия занимает пока лишь 25-е место в списке партнёров РФ по товарообороту, что говорит о высоком потенциале дальнейшего роста этого показателя между нашими странами.

«В ближайшие годы мы ожидаем продолжения роста скорости обмена информацией, грузами и нематериальными ресурсами между странами Евросоюза и АТР. Объём товарооборота между этими макрорегионами также будет увеличиваться, и главный вопрос сегодня состоит в том, какую роль в этом товарообмене сыграет железная дорога. Надеемся, что новые связи, наработанные в том числе на этом конгрессе, помогут нам уверенно ответить на этот вопрос», – резюмировал Владимир Токарев.

Генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров, в свою очередь, напомнил, что основная идея инициативы «Один пояс – один путь» – подготовка инфраструктуры для обеспечения связи между КНР и Евросоюзом.

«В настоящее время совокупный товарооборот Китая со всеми партнёрами составляет порядка $5 трлн. Такие объёмы международной торговли помогают обеспечить ежегодный прирост железнодорожных контейнерных перево­зок между Китаем и ЕС на уровне около 30%. Сейчас средняя скорость контейнерных поездов по сети РЖД составляет примерно 1,15 тыс. км/сут. Перед нами стоит задача выйти на 1,5 тыс. км/сут., и мы знаем, как выйти на эти показатели. В частности, необходима гармонизация правовых баз с нашими партнёрами – это позволит быстрее пересекать границы. Не секрет, что технологически мы можем доставить грузы от границы с КНР до границы с Евросоюзом в достаточно сжатые сроки, но таможенные и другие приграничные процедуры зачастую серьёзно тормозят процесс перевозки. Нам нужно единое железнодорожное право», – подчеркнул Олег Белозёров. 

Первым проектом, на котором эта гармонизация законодательств могла бы пройти обкатку, может стать строительство железной дороги по стандарту 1520 мм Кошице (Словакия) – Вена. «Этот проект позволит вывести всю работу железных дорог на новый уровень», – уверен глава РЖД.

В свою очередь, Владимир Токарев сообщил, что в этом году планируется завершить разработку финансовой модели проекта данной дороги. 

По мнению президента IRC 2019 Хуберта Женерала, сейчас железнодорожные проекты не должны рассматриваться как чисто национальное предприятие, необходимо их рассмотрение в глобальном плане.

«Международное сотрудничество приносит большие выгоды. Этот конгресс должен быть глобальным собранием для железнодорожников, поставщиков, инвесторов и клиентов. Мы планируем провести серию таких форумов в ближайшие три года. Австрия исторически играет роль перекрёстка торговых путей между Азией и Западной Европой, тенденция продолжается», – считает господин Женерал.

Замминистра транс­порта Австрии Андрес Рейхардт назвал транспортную инфраструктуру основой для торгового и культурного сотрудничества между странами.
«Классический Шёлковый путь состоял из караванов, сейчас 95% грузов идут морем, но путь занимает месяц и более. Для некоторых товаров это неприемлемо. Железная дорога позволяет обеспечить доставку за 15 дней, также это наиболее экологичный вид транспорта. Для нас такой вид транспорта важен вдвойне, так как Австрия не имеет выхода к морю», – отметил Андреас Рейнхардт.

В завершение сессии представители транспортных ведомств России, Австрии и Словакии (от Словакии документ подписала госсек­ретарь Министерства транспорта и строительства Ладислава Ценгелова) заключили меморандум о взаимопонимании, предполагающий дальнейшее сотрудничество в области создания ширококолейной железной дороги Кошице – Вена. Документ, в частности, предполагает «оказание поддержки в осуществлении проекта и технической координации».

«Стороны будут стремиться содействовать в недискриминационной поддержке проекта во всех отношениях, принимая во внимание применимое законодательство и результаты технико-экономических обоснований», – подчёркивается в меморандуме.

Отметим, что железная дорога как инструмент трансконтинентального транзита востребована не только в Европе. Как рассказал генеральный директор Molinari Rail AG Микеле Молинари, в Южной Америке идут схожие процессы. В частности, Боливия инициировала проект строительства железной дороги от Тихого океана до Атлантического.

«В базовом варианте проекта участвуют уже упомянутая Боливия, а также Бразилия и Перу. Однако к проекту изъявили желание присоединиться Аргентина, Парагвай и Уругвай. Сейчас доставка грузов из КНР на восточное побережье занимает порядка двух месяцев. Реализация проекта сократит время доставки до 42 дней. Главный вопрос заключается в том, как соединить два побережья наиболее эффективно, учитывая, что в Перу часть дороги построена по нетривиальному стандарту 914 мм (также в этой стране используется ширина колеи 1435 мм. – Ред.). Сейчас мы как советник по проекту ищем оптимальное решение этой задачи», – заключил господин Молинари.

Фоторепортаж с первого дня работы Международного железнодорожного конгресса

О дальнейшем ходе конгресса читайте на страницах очередного номера «Гудка».

Константин Мозговой

Cегодня в СМИ