Новости

1 д
1 д
1 д
2 д

Реклама

Рельсы сжимают пространство: как работает мультипликативный эффект инвестиций в высокоскоростное сообщение
 

Инфраструктура | Среда | 13.03.2019 | 23:52
Инвестиции в железнодорожную инфраструктуру эффективны, потому что дают мощный толчок экономическому росту в процессе строительства, а также за счёт дальнейшего снижения транспортных издержек
Рельсы сжимают пространство: как работает мультипликативный эффект инвестиций в высокоскоростное сообщение
фото: Depositphotos/legion-media
Инвестиции в скоростное железнодорожное движение могут дать мощный толчок экономическому развитию регионов. Речь идёт не только о повышении мобильности рабочей силы, но и о формировании новых рынков у работающих в регионах бизнесов, которые получили доступ к новому виду транспорта.  

Время – деньги
Запуск высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Москвой и Казанью должен сократить время в пути до 3 часов 17 минут против нынешних 14 часов. Это лишь одна цифра, есть и более показательные. Скажем, время в дороге на части этой трассы – между Нижним Новгородом и столицей Татарстана – сократится в 7 раз. ВСМ между Челябинском и Екатеринбургом уменьшит время на переезд пассажира между этими столицами Урала до 1 часа (сейчас – 5 часов). Уже сейчас «Ласточка» довозит жителей Твери до Москвы за 1,5 часа вместо прежних 2,5 часа, а от Иваново до Москвы – за 3 часа 41 минуту (ранее – 7 часов 15 минут). 

Свойство высокоскоростного железнодорожного транспорта сжимать пространство часто недооценивается. При этом снижение времени на транзит между двумя городами до 1 часа делает вполне реальным трудоустройство в соседнем городе, на 2 часа и более – позволяет сформироваться туру на уик-энд, ещё большая экономия времени в пути резко увеличивает число бизнес-контактов, вероятность открытия филиалов и налаживания торговли. 

По прогнозам, после открытия ВСМ между Екатеринбургом (население – 1,5 млн человек) и Челябинском (население – 1,2 млн человек) любой бизнес в одном из этих городов потенциально получает почти вдвое больший рынок. Растёт скорость обмена технологиями и  распространения опыта (например, копирование форматов и бизнес-моделей), увеличивается конкуренция за рабочую силу, что работает на повышение зарплаты в среднем по рынку. Если к процессам подключаются не только бизнес и потребители, но и культура и наука, возникают так называемые агломерационные эффекты. 

Москва, кстати, получает более 16% всех инвестиций в России в значительной степени из-за действия подобных механизмов. Для инвесторов вложенный в Москву рубль гораздо более эффективен, чем рубль, вложенный в проекты в других регионах. Скоростное железнодорожное сообщение – хороший способ для регионов (а Стратегия пространственного развития выделяет 40 таких точек на карте России) сократить это отставание. За счёт создания скоростных транспортных коммуникаций в первую очередь могут выиграть такие города, как Казань, Елабуга и Чебоксары, Новосибирск и Томск, Краснодар, Ростов-на-Дону и уже упомянутые Екатеринбург и Челябинск.

Отдача от каждого рубля
По расчётам главного экономиста Moody’s Марка Занди (он проводил их в 2014 году), мультипликатор инфраструктурных инвестиций в России равен 1,59. Если опираться на эти данные, то получается, что инвестиции в инфраструктуру и подвижной состав в размере 1 руб.  дадут от 1,5 до 2 руб. роста доходов в других отраслях. Для населения это означает рост числа хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Текущие подсчёты инвестпроектов в России показывают (об этом, например, рассказывал председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров на последнем Инвестиционном форуме в Сочи), что для создания одного рабочего места необходимо в среднем около 7 млн руб. инвестиций. Каждое рабочее место впоследствии увеличивает рост валового регионального продукта (это аналог ВВП на уровне области).

Инвестиции в железнодорожную инфраструктуру эффективны и потому, что дают мощный толчок экономическому росту не только в процессе строительства (как было с возведением стадионов в преддверии ЧМ по футболу), но и способны поддерживать этот импульс ещё некоторое время (4–6 лет) за счёт дальнейшего снижения транспортных издержек и снятия преград для транспортной мобильности населения.

Экономисты из Аналитического центра при Правительстве РФ ожидают к 2024 году роста транспортной подвижности (показатель, иллюстрирующий, сколько километров при помощи различных видов транспорта за год преодолевает один средний житель страны) на 16%. Он хорошо коррелирует с уровнем экономического развития – чем выше подушевой ВВП, тем выше этот показатель. Увеличение доли скоростного и высокоскоростного движения, судя по данным из регионов, сделает вклад в эту подвижность.  

Для региональных властей выгода ещё и в росте налоговых поступлений. И не обязательно от растущего объёма бизнеса. Владимир Косой, глава Центра экономики инфраструктуры, отмечал эффект для Тверской области от запуска тактового движения «Ласточек»: «Среди всех областей ЦФО Тверская – единственная область, у которой валовой региональный продукт превысил прогнозируемые величины. Там на 7% выросли бюджетные доходы в основном за счёт роста сборов по налогу на имущество. Это произошло явно за счёт появления нового вида транспорта». 

Железная дорога на фоне конкурента 
При планировании инвестиций в транспорт регионы часто выбирают между рельсовым транспортом и автомобильным сообщением. Автотрассы дешевле на стадии инвестиций, но и долгосрочный эффект таких инвестиций ниже. А у рельсового транспорта есть целый ряд  преимуществ. Во-первых, пассажирам не страшны пробки. Во-вторых, снижаются расходы топлива и энергии на доставку одного пассажира. В-третьих, происходит снижение уровня выхлопов в городах. В-четвёртых, железнодорожный транспорт более безопасный, чем автомобильный. В-пятых, расходы потребителя на переезды (и финансовые, и потери времени, которые тоже можно перевести на язык денег) при использовании рельсового транспорта ниже. Наконец, с развитием железнодорожного сообщения в больших городах снижаются расходы на организацию и содержание парковок в центре, а освободившиеся площади можно использовать эффективнее. 
Сергей Кашин

Cегодня в СМИ