Новости

1 д
1 д
1 д
1 д

Реклама

Портам России продлили дорожные карты
 

Инфраструктура | Вторник | 05.03.2019 | 23:49
Планы инвестиций в перевалочные мощности могут меняться в зависимости от конъюнктуры
Портам России продлили дорожные карты
фото: Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО "РЖД"
До 2024 года согласно Комплексному плану модернизации и развития магистральной инфраструктуры, принятому правительством в феврале этого года, в морские порты должно быть инвестировано 927 млрд руб. из 6,348 трлн, направленных на развитие транспорта в целом. 

Такие инвестиции должны увеличить перевалочную мощность терминалов на 337 млн тонн по сравнению с 2017 годом. Однако пока определённость с частными и государственными инвестициями в терминалы как раз есть до 2021 года. Именно до этого периода Минтранс совместно со стивидорами разработал дорожные карты развития портовой инфраструктуры. 

Стивидорам спутали планы 
На начало 2019 года, по данным Минтранса, в России зарегистрировано 67 морских портов и 880 перегрузочных терминалов общей мощностью свыше одного миллиарда тонн. У сотен частных владельцев очень трудно собрать и консолидировать планы инвестиций, но тем не менее Минтранс пытается сейчас поставить это на системную основу. В феврале заместитель руководителя Росморречфлота Надежда Жихарева сообщила, что правительство планирует сделать обязывающим документом декларации о намерениях инвестиций в портовой сфере. 
Теперь, по словам чиновницы, Минтранс планируется наделить полномочиями по определению требований к форме и содержанию такой декларации. На её основе планируется заключать инвестиционные соглашения между частными инвесторами, Росморречфлотом и местными администрациями. В этом случае государственные органы смогут получать более точную информацию о частных инвестициях. 

Как пояснил «Гудку» председатель комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов Ассоциации морских торговых портов Дмитрий Морозов, конкретные и официальные цифры частных инвестиций в терминалы сейчас можно найти лишь в трёх дорожных картах развития морских портов до 2020 года (с возможностью продления до 2030 года). Эти дорожные карты по трём основным морским бассейнам были подготовлены в течение 2015–2017 годов и приняты в марте 2018 года на правительственной комиссии по транспорту.

«Именно в дорожных картах наиболее профессионально увязаны все вопросы частных инвестиций в морские терминалы, федеральных – в инфраструктуру, железнодорожные и автомобильные подходы, – говорит Дмитрий Морозов. – Проекты были синхронизированы по срокам и направлениям».

В документах мероприятия по модернизации и созданию новой портовой инфраструктуры разделены на три группы. В первую входят те, которые уже находятся в стадии реализации и с высокой долей вероятности будут выполнены. Именно по ним и указаны точные суммы инвестиций. К проектам второй группы отнесены те, которые смогут покрыть дефицит портовой инфраструктуры. Он может образоваться к 2020 году, исходя из прогнозов социально-экономического развития России и внешней конъюнктуры. В третью вошли стройки, которые можно будет реализовать уже после 2020 года, если внешняя мировая конъюнктура по-прежнему будет благоприятствовать расширению экспорта.

Проекты особой важности
Комплексный план модернизации и развития магистральной инфраструктуры, который недавно одобрен правительством, рассчитан до 2024 года за счёт того, что включил в себя мероприятия второго этапа из дорожных карт. Кроме того, он несколько сместил акценты в плане финансовых приоритетов. Как пояснили «Гудку» в Росморречфлоте, государственные средства в большей степени пойдут на северные порты. В комплексном плане есть национальный проект «Северный морской путь», который стыкуется с планами по развитию портовой инфраструктуры и создаст определённую синергию.

Так, в Арктическом бассейне прирост мощностей, согласно комплексному плану, составит 
64,7 млн тонн, в том числе за счёт угольного терминала «Лавна» в Мурманске мощностью 18 млн тонн, а также порта Диксон. Здесь строятся два терминала: угольный – «Чайка» Арктической горной компании, осваивающей Лемберское месторождение, и нефтяной терминал «Таналау» Пайяхского и Северо-Пайяхского месторождений «Роснефти». Суммарно мощность Диксона прибавит порядка 10 млн тонн. И ранее по соответствующей дорожной карте северо-западное направление и Арктический регион также смотрелись наиболее перспективными в плане развития. Именно там  до 2020 года ожидается наибольший прогноз по экспорту в оптимистическом сценарии – 73,4 млн тонн. Правда, при этом учитывается переориентация грузовой базы с портов Прибалтики, которая сейчас составляет порядка 40 млн тонн.

Новый комплексный план предполагает, что в другие, уже более-менее освоенные направления экспорта вкладываться будут преимущественно частные инвесторы, а государственная поддержка останется минимальной. «То, что основной объём государственных средств пойдёт на поддержку строительства арктической инфраструктуры, конечно, не значит, что другие направления не будут реализовываться, – пояснил Дмитрий Морозов. – Развитие северных портов – государственная задача. А для остальных предполагается задействовать другие механизмы, в частности концессию и инфраструктурную ипотеку».

В этом смысле характерно развитие азово-черноморского направления. Если ещё несколько лет назад предполагалось, что федеральный бюджет в определённой мере будет участвовать в концессии по созданию сухогрузного района Тамань, то сейчас это полностью возложено на частных инвесторов, а государство через ОАО «РЖД» занимается расширением железнодорожных подходов к этому бассейну, учитывая при этом и Крым, и необходимость доставки грузов в другие порты региона.

По Азово-Черноморскому бассейну предполагается увеличить возможности перевалки на 103,9 млн тонн, в том числе за счёт создания сухогрузного района порта Тамань – на 62 млн тонн.

Дальневосточное направление сегодня одно из самых привлекательных для экспортёров, и там планируется развить мощности перевалки за шесть лет в наибольшей степени – на 130,7 млн тонн. Здесь стоит задача обеспечения необходимого объёма конкурентоспособных мощностей для российских экспортёров минерально-сырьевых товаров на ключевых рынках, в частности Азиатско-Тихоокеанского региона. Наибольший прирост дадут новые терминалы в бухте Мучка – 24 млн тонн и развитие транспортного узла Восточный-Находка – 31 млн тонн.

«Главная задача ОАО «РЖД» состоит в том, чтобы мощность железнодорожных подходов к портам соответствовала перевалочным мощностям, и мы ориентируемся на документы, которые принимает правительство, – говорит советник первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Фёдор Пехтерев. – Будет ли выполнено то, что планируют инвестировать владельцы терминалов, зависит от конъюнктуры внешних рынков. Понятно, что если Индия, Китай и Юго-Восточная Азия станут сокращать импорт угля, то никто не будет строить дополнительные мощности на Дальнем Востоке и инвесторы откажутся от своих планов. Но наши инвестиционные программы рассчитаны исходя из того, что нам предлагает правительство».

По его словам, северо-западному и арктическому направлениям РЖД будут уделять повышенное внимание и предполагают реализовать ряд мероприятий на подходах к Мурманску и Архангельску.

Согласно проекту Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года, инвестиции в расширение провозных способностей к портам содержатся в двух разделах. Это проекты, связанные с выполнением поручений президента и Правительства РФ (в него вошли те, что направлены на развитие Восточного полигона и подходов к портам Азово-Черноморского бассейна), и, собственно, само развитие железнодорожной инфраструктуры (туда входят подходы к портам Северо-Запада и Арктического бассейна).

Сумма инвестиций с 2017 по 2025 год определена по Дальнему Востоку более чем в 710 млрд руб. (250 млрд руб. в целом на завершение первого этапа модернизации БАМа и Транссиба до 2020 года и 460 млрд – второй этап, до 2025 года), по Азово-Черноморскому – 122,25 млрд руб., по Северо-Западу – 221,5 млрд руб., по арктическому направлению – 236 млрд руб. (включает также инвестиции в Северный широтный ход).

Поправка на груз
Однако цифры носят ориентировочный характер. К примеру, размер инвестиций в Мурманский транспортный узел и Арктический регион будут напрямую зависеть о того, сумеют ли грузоотправители выйти на 80 млн тонн перевозок, который к 
2025 году заявлен по Северному морскому пути. То, что это трудная задача, признают даже в Минтрансе, и объёмы вложений по годам неизбежно будут корректироваться по мере наращивания грузопотока.

Сергей Плетнев

Cегодня в СМИ