Новости

Реклама

В России прогнозируется поток инвестиций в железнодорожную инфраструктуру

Инфраструктура | Воскресенье | 03.03.2019 | 23:46
 
Главным инструментом для привлечения крупных инвесторов должны стать концессии
В России прогнозируется поток инвестиций в железнодорожную инфраструктуру
фото: Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО "РЖД"
Российская независимая инвестиционная компания InfraONE  представила исследование «Инвестиции в инфраструктуру». По прогнозам экспертов InfraONE, в 2019-2020 годах может быть заключено шесть-восемь концессий в железнодорожной отрасли

Нехватку средств для финансирования строительства железнодорожных инфраструктурных проектов можно преодолеть за счет привлечения  частных инвестиций через механизмы концессии и государственно-частного партнерства, отмечается в исследовании, подготовленном к инвестфоруму в Сочи. 

Эксперты InfraONE  предполагают, что объемы инвестиционной программы ОАО «Российские железные дороги» - владельца большей части железнодорожной инфраструктуры в стране – недостаточны для всех ее перспективных направлений. 
«Поэтому одним из выходов, на наш взгляд, будет привлечение в железнодорожные проекты частных инвестиций через концессионный и ГЧП-механизмы, вкус к которым отраслевые игроки уже прочувствовали», - говорится в документе.

В ближайшие два года в железнодорожной отрасли могут быть заключены до восьми концессий в железнодорожной отрасли. При этом четыре примера таких проектов уже представлены в исследовании.

Первый – строительство железнодорожных путей к особой экономической зоне «Калуга». InfraONE сообщает о нем как о концессии, готовящейся к подписанию ее участниками. Как сообщал Gudok.ru, это соглашение заключено 14 февраля на форуме в Сочи. Объем инвестиций в реализацию проекта составляет 655 млн рублей. Срок соглашения составит 10 лет. Концедентом от имени Калужской области выступило министерство экономического развития региона. Концессионером - ОАО «РЖД». Компания за собственные средства построит железнодорожные пути необщего пользования, которые перейдут в собственность концедента – Калужской области. Регион взял на себя обязательство обеспечить загрузку новой ветки.

Второй - строительство подъездных путей на территории особой экономической зоны «Титановая долина» в Свердловской области. Необходимый объем инвестиций в участок железной дороги составляет почти 2 млрд рублей. Концессионером планирует стать ОАО «РЖД». По данным InfraONE, решение о заключении концессии может быть принято в этом году.

Еще два примера связаны с организацией маршрутов высокоскоростного движения – линий Москва – Казань и Екатеринбург – Челябинск.

Проект ВСМ Москва – Казань в настоящее время находится в статусе обсуждения строительства первого участка от станции Железнодорожная в Московской области до станции Гороховец во Владимирской области. По данным InfraONE, ОАО «РЖД» может профинсировать проект в размере 200 млрд рублей. Ведутся переговоры с китайскими и российскими фондами и банками, в том числе Новым банком развития БРИКС. Также возможно направление на проект части средств от «сверхприбыли» крупных компаний, которые могут пойти на капитальный грант (200 млрд рублей). 

На проекте Екатеринбург – Челябинск концессионером может выступить хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль». Переговоры об участии в финансировании ведутся с АО «Газпромбанк» (до 5%), ПАО «Сбербанк» и консорциумом «Немецкая инициатива».

InfraONE предполагает, что решение минимум по одной ВСМ в 2019 году будет принято. «Иначе российской железнодорожной отрасли грозит серьезное технологическое отставание, сокращать которое придется куда более быстрыми темпами и за большие средства, - отмечается в обзоре.  Если решение не примут, то будет упущен шанс закончить этот проект в рамках масштабного инфраструктурного строительства ближайших шести лет».

Также компания InfraONE посчитала, что ОАО «РЖД» без ущерба своей финансовой устойчивости может привлекать для реализации проектов инвестиции в размере до 250 млрд рублей. Компания имеет долгосрочные заемные обязательства вполовину меньше своей выручки. При этом соотношение чистый долг/EBITDA для ОАО «РЖД» равно двум. InfraONE отмечает, что это в десять раз меньше, чем у China Railway Corporation (20,6), которая активно развивает в Китае строительство железнодорожных линий.

До настоящего времени в России было заключено три концессионных соглашения в железнодорожной отрасли. Одно в 2016 году - по строительству 3,5 км железнодорожной ветки в порту Тамань с объемом инвестиций 350 млн рублей. Компания «Таманьнефтегаз», входящая в группу «ОТЭКО», занимающаяся развитием порта заключила соглашение с Росжелдором.  

В мае 2018 года заключено концессионное соглашение с ТЭПК «Кызыл — Курагино» в объеме 192,4 млрд рублей, в октябре — с проектной компанией «Северный широтный ход» на 113 млрд руб. Оба проекта находятся в ожидании финансового закрытия.

На развитие железнодорожного хозяйства до 2025 года нужно направить 10-15 трлн рублей. Такую сумму в феврале 2018 года называл генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров, на прошлогоднем инвестфоруме. В качестве инструмента привлечения инвестиций он предложил использовать инфраструктурную ипотеку. Для применения этого инструмента глава ОАО «РЖД» предложил законодательно закрепить вопрос разделения рисков. Также Олег Белозёров напомнил, что один рубль, вложенный в железнодорожную отрасль, дает возврат инвестиций в размере более 3 рублей.
Тимур Бек

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ