Новости

1 д
2 д

Реклама

В ЕС определены ключевые транспортные проекты для стран «пространства 1520»

Инфраструктура | Воскресенье | 17.02.2019 | 15:28
 
Инвестиционный план также предусматривает срочное устранение «бутылочных горлышек» инфраструктуры и повышение эффективности транспортной сети
В ЕС определены ключевые транспортные проекты для стран «пространства 1520»
фото:
Еврокомиссия совместно со Всемирным банком представила Индикативный инвестиционный план развития трансъевропейской транспортной сети TEN-T в странах «Восточного партнерства». В него входят шесть государств: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдова и Украина. 

В Индикативном инвестиционном плане определены 98 важнейших для инфраструктуры TEN-T проектов общей стоимостью 12,844 млрд евро (без учета уже выделенных средств). Их реализация должна завершиться до 2030 года

План предполагает реконструкцию и строительство 4,8 тыс. км железных и автомобильных дорог, шести портов и 11 логистических центров в шести странах. Проекты разделили на три типа в соответствии со сроками реализации: начатые (их планируется завершить до 2020 года), краткосрочные – реализация займет всего два года, долгосрочные – их завершат лишь в 2030 году. Все они соответствуют маршруту TEN-T, утвержденному ЕК для каждой из стран «Восточного партнерства» в ноябре 2018 года. 

Приоритеты документа определены путем многочисленных консультаций при содействии международных финансовых институтов и опираются на оценки по многим критериям с учетом стратегического соответствия, экономической целесообразности, экологических и социальных факторов. По информации Еврокомиссии, страны «Восточного партнерства» подтвердили, что предусмотренные инвестиции соответствуют приоритетам их краткосрочного и долгосрочного планирования. 

Авторы программы отмечают, что она потребует мобилизации частных и государственных средств, качественной подготовки проектов и их ускоренной реализации. Инвестиционный план также предусматривает срочное устранение «бутылочных горлышек» инфраструктуры и повышение эффективности транспортной сети. 

Финансирование будет организовано за счет кредитов международных банков, национальных бюджетов и с помощью государственно-частного партнерства. Основными кредиторами станут Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития, но некоторые проекты могут профинансировать Всемирный банк, Азиатский банк развития, Японское агентство международного сотрудничества и государственные банки Китая. 

Важнейшая задача при разработке документа состояла в том, чтобы реалистично оценить объем доступных для его выполнения средств. Подготовка включала оценку фискальной политики каждой страны, ее способности привлекать и реализовывать инвестиции и выделять деньги из национального бюджета на транспорт до 2030 года. Так, для Армении все три показателя оценены на среднем уровне – как потенциально проблемные. Для Азербайджана фискальные и инвестиционные возможности оценены выше среднего (они не являются сдерживающим фактором), а потенциально проблемными посчитали бюджетные ресурсы. Аналогично эксперты ЕК и ВБ квалифицировали показатели Белоруссии. Они положительно оценили фискальные и бюджетные возможности Грузии, но расценили ее способность к реализации как потенциально проблемную. У Молдовы фискальный показатель оценен на среднем уровне, а реализация и бюджетные ресурсы – ниже среднего как проблемные. Для Украины фискальная политика не является сдерживающим фактором, но бюджет несет в себе потенциальные риски, а способность привлечь и реализовать инвестиции оценена как проблемная. 

При этом наибольшее количество проектов при крупнейшем объеме инвестиций отведено Украине – 39 инициатив обойдутся в 4,453 млрд евро. В их числе 13 автодорожных проектов общей стоимостью 2,147 млрд евро, 9 желзнодорожных за 851 млн евро, 6 авиационных (470 млн евро), 9 портовых (873 млн евро), а также 2 проекта для речного транспорта (112 млн евро). 

На втором месте по объему инвестиций и числу инициатив Грузия – в ней запланированы 18 проектов совокупной стоимостью 3,417 млрд евро. Это 10 автодорожных (2,087 млрд евро) и 2 железнодорожных (349 млн евро) проекта, 1 авиационный (63 млн евро) и 2 портовых (767 млн евро), а также 2 проекта логистических центров (144 млн евро) и 1 – пограничного пропускного пункта (6 млн евро). 

Следующим по объему инвестиций стал Азербайджан с 6 проектами за 2,078 млрд евро. В стране запланированы 2 проекта, связанные сразу с 6 логистическими центрами (802 млн евро), 2 железнодорожных (663 млн) и 2 автодорожных проекта (613 млн). 

В Белоруссии рассчитывают выполнить 12 проектов стоимостью 1,248 млрд евро. Это 8 автодорожных инициатив (1,09 млрд евро), 2 железнодорожных проекта (122 млн евро) и по одному проекту управления автомобильным движением (11 млн евро) и реконструкции пограничного пункта пропуска (25 млн евро). 

Молдове отведены 17 проектов, которые обойдутся в 917 млн евро. В их числе 12 автодорожных (787 млн евро), по одному железнодорожному (20 млн евро) и портовому (3 млн евро), а также 3 проекта логистических центров (106 млн евро). 

И, наконец, в Армении запланированы 6 проектов за 732 млн евро: 5 автодорожных (717 млн евро) и 1 проект пограничного пункта пропуска (15 млн евро). 

По словам комиссара Европейской комиссии по транспорту Виолеты Булк, целями программы также являются повышение безопасности движения и приведение инфраструктуры стран в соответствие с европейскими нормами. 
«Усовершенствованное транспортное сообщение как в регионе «Восточного партнерства», так и между регионом и ЕС обладает потенциалом для поддержания экономического роста и создания рабочих мест. Улучшение транспортных связей обеспечит более широкий доступ к базовым услугам и рынкам, повысит стабильность и уменьшит уязвимость перед потрясениями», – отметила она. 

Комиссар ЕК по европейской политике соседства и переговорам о расширении Йоханнес Хан подчеркнул, что завершение Индикативного инвестиционного плана является совместным обязательством. «План поможет лицам, принимающим решения, расставить приоритеты для стратегических инвестиций в транспортную инфраструктуру с целью дополнения сети TEN-T, определенной в качестве одного из 20 целевых результатов на 2020 год в совместной декларации последнего (состоявшегося в ноябре 2017 года. – Ред.) саммита «Восточного партнерства» в Брюсселе», – заключил он.
Кирилл Сотников

Cегодня в СМИ