Новости

14 ч
14 ч
14 ч
14 ч
18 ч

Реклама

Возрождение культурных традиций XIX века сохранило Витебский вокзал
 

Инфраструктура | Вторник | 11.12.2018 | 10:26
В последние полгода на вокзале произошли большие перемены: произведена реконструкция фасада, установлена подсветка, запущен лифт для маломобильных граждан и установлены новые приборы видеонаблюдения
Возрождение культурных традиций XIX века сохранило Витебский вокзал
фото: Иван Куртов/ИД "Гудок"
Среди всех вокзалов Северной столицы этот стоит особняком. Его зданию более ста лет, но, несмотря на возраст, в нём сохранилась и роскошная мраморная лестница, и изысканные залы, которым может позавидовать любой музей. В последние годы в его стенах регулярно проходят концерты и выставки.

– Наш вокзал не единственный в Петербурге, организовывающий экспозиции, – говорит начальник Витебского вокзала Константин Веселов. – Такие мероприятия есть и на Московском. Особенность Витебского в другом – он сохранился в своём первозданном облике. И эта архитектура в стиле модерн подсказала формат проведения культурных программ.

В XIX веке здесь изначально были предусмотрены отдельные залы для пассажиров 1, 2 и 3-го класса, и до революции люди разных сословий здесь даже не встречались между собой. Например, бывший зал ожидания (ныне Картинный) и Обеденный зал для пассажиров первого класса находятся на втором этаже, автономно от других помещений. Теперь в этих фойе очень удобно проводить творческие вечера, не мешая остальным посетителям пользоваться билетными кассами и платформами.

Вокзал начал проводить мероприятия в 2007-м, организовав в своих залах серию концертов классической музыки. За 11 лет на Витебском выступили и хоры, и оркестры, и оперные дивы.

С 2015-го, когда отмечался «Год пассажира», здесь стали проходить исторические экскурсии. Спрогнозировать спрос на них было практически невозможно. Но они оказались весьма востребованными, что ещё раз доказало: история российских железных дорог интересна многим. Поэтому мероприятия продолжаются.

Нельзя обойти стороной и многочисленные съёмки на территории Витебского. Его интерьеры узнаваемы в таких фильмах как «Вокзал для двоих», «Приключения Шерлока Холмса», «Анна Каренина», «Начальник Чукотки», не говоря уже о сериалах. Интерес режиссёров к зданию понятен: это место историческое и для РЖД, и для страны. Достаточно вспомнить, что первый поезд отправился в путь именно со станции «Царскосельская» (старое название Витебского).

Однако все эти мероприятия не профильны для объекта железнодорожной инфраструктуры. Зачем начальнику вокзала лишние хлопоты по организации постановок и экспозиций?

– Я возглавляю Витебский уже семь лет, – объясняет свою позицию Константин Веселов. – Этот период совпал с отменой целого ряда поездов южного направления, что привело к падению пассажиропотока. Но отчасти благодаря проведению концертов и выставок, а также интересу горожан к Витебскому как к объекту культуры, рейтинг вокзала в это время только возрос. И если ранее всерьёз обсуждался вопрос о самом факте существования нашего транспортного узла, то в последние годы решено сохранить и модернизировать предприятие. Подчеркну, произошло это и благодаря нашей концертно-театральной деятельности.

В последнее время улучшается внешний вид здания. В 2018 году произведена реставрация Обеденного зала. Сейчас зрители могут оценить его красоту, посещая организованные там выставки. Однако, окончательная реставрация ресторана и его ввод в эксплуатацию планируется на 2019 год.

Существует множество проектов, связанных с дальнейшим развитием транспортного узла, и в них основной упор делается на то, что расположен он в центральной части города. Скажем, если будет проведена электрификация участка путей Санкт-Петербург-Витебский-Пассажирский, то здесь начнут принимать дополнительные столичные поезда, разгрузив таким образом Московский.

– В ближайшем будущем на вокзале предусмотрена замена инженерных систем и полная модернизация помещений, а также монтаж долгожданных эскалаторов, конечно, в случае одобрения этой идеи ГИОПом, – говорит Константин Веселов. – Надеюсь, вокзал станет крупным пересадочным транспортным узлом и комфортным объектом, отвечающим требованиям пассажиров не 1904, а 2018 года. При этом он, разумеется, сохранит свои роскошные интерьеры. На момент появления Витебский был самым «продвинутым» вокзалом своего времени, оборудованным лифтами и другими технологическими достижениями начала XX века. Хочется, чтобы и веке XXI его оснащение вызывало в глазах у наших современников такое же восхищение.

Елена Харламова

Cегодня в СМИ