Новости

Реклама

Максим Агаджанов: «Структура проектов стала сложной, но в то же время интересной для нас»

Информация | Среда | 05.06.2019 | 18:00
 
По итогам первого квартала 2019 года портфель компании «Газпромбанк Лизинг» увеличился почти в полтора раза
Максим Агаджанов: «Структура проектов стала сложной, но в то же время интересной для нас»
фото: АО «Газпромбанк Лизинг»
О принципах работы и достижениях, о текущей ситуации в железнодорожной отрасли, о перспективах и интересах участников рынка рассказывает Максим Агаджанов, генеральный директор одной из старейших на российском лизинговом рынке компаний «Газпромбанк Лизинг».
– Максим Анатольевич, каковы итоги деятельности компании за I квартал 2019 года? 

– «Газпромбанк Лизинг» показал рекордный рост объемов нового бизнеса по итогам I квартала 2019 года за счёт укрепления одной из наших ключевых точек развития в 2019 году – лизинг морских и речных судов. По сравнению с I кварталом 2018 года объем нового бизнеса увеличился более чем в три раза и достиг 13 млрд руб. Мы реализовали сложную и по структуре, и по реализации сделку по лизингу судов и планируем дальше только наращивать долю в этом сегменте. Нам это интересно.

В целом мы довольно успешно развиваем и остальные сегменты бизнеса благодаря стабильному спросу: грузовой транспорт, оборудование для нефтедобычи и переработки, автолизинг через нашу дочернюю компанию «Газпромбанк Автолизинг», ну и, конечно, железнодорожную технику. По итогам I квартала наш лизинговый портфель увеличился на 49% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 198 млрд руб.

– Что является драйвером роста бизнеса «Газпромбанк Лизинг»

– Важным драйвером роста бизнеса компании является активная работа на протяжении многих лет с органами власти по поддержке и субсидированию участников лизингового рынка. Мы активно работаем с Минпромторгом РФ, Фондом развития промышленности, а также с Правительством Республики Беларусь. Госпрограммы этих органов власти пользуются особым спросом среди наших клиентов. Так, например, в 2018 году «Газпромбанк Лизинг» профинансировал новые проекты на общую сумму на 21,2 млрд руб. против 9,3 млрд руб. годом ранее. Общая сумма, которую мы привлекли для своих клиентов из федерального бюджета по программам льготного лизинга, составила по итогам 2018 года 1,1 млрд руб.

Безусловно, финансирование компаний транспортной отрасли также является одним из ключевых драйверов нашего роста, как, собственно, и всего рынка в целом. Этот сегмент в 2018 году составил 78% от общего объёма лизингового портфеля со средней суммой договоров в 2,4 млрд руб. В прошлом году мы реализовали самый крупный контракт – поставка 11,2 тыс. железнодорожных вагонов по возвратному лизингу в пользу одного из крупнейших операторов железнодорожного рынка. В этом году также у нас уже есть интересные кейсы в этом сегменте. Недавно мы профинансировали довольно сложную по структуре сделку в пользу крупнейшего производственного холдинга на поставку порядка трёх тысяч вагонов разной конфигурации на общую сумму 10 млрд руб.

– Как вы оцениваете текущее состояние железнодорожной отрасли?

– Текущее состояние рынка позитивное, и есть ряд факторов, которые это доказывают. Активный рост ставки аренды и доходности подвижного состава с середины 2016 года позволяют операторам осуществлять закупку вагонов, обновляя парк, производя платежи по кредитному и лизинговому финансированию своевременно. Благодаря тому, что в 2014-2016 годах было списано более 290 тыс. вагонов, компании с 2017 года активно стали восполнять парк, и мощности вагоностроителей загружены, причём на некоторых заводах – вплоть до середины 2020 года. Учитывая долю в структуре п/с, самый популярный сегмент отрасли – это полувагоны.

– А есть ли сегодня какие-то сдерживающие сигналы на рынке, которые могут так или иначе повлиять на общую ситуацию как в положительную, так и в отрицательную сторону?

– Сейчас стоит внимательно следить за динамикой цен на уголь, как серьёзного фактора, влияющего на объём погрузки на сети, и, принимая решения, ориентироваться на перспективы данного рынка. Рынок в части универсального парка подходит к насыщению, и этот фактор также необходимо учитывать.

– Какой сегмент подвижного состава для вас наиболее интересен?

– Кроме финансирования универсального парка, безусловно, делаем упор на специализированный парк. Мы с большим интересом смотрим на зерновозы, где, на наш взгляд, всё складывается позитивно: быстрые темпы списания зерновозов и высокий уровень урожая, который требует новые объёмы и восполнение уже списанного парка. 

Кроме того, мы видим отличные перспективы и по лизингу фитинговых платформ, поскольку отмечается активное развитие контейнерных, в том числе и транзитных перевозок. 

– Какие вы сегодня видите тенденции в части реализации сделок по лизингу подвижного состава? 

– Если говорить укрупнённо, то компании-операторы сегодня очень внимательно следят за своими издержками и пытаются их сократить, а также предъявляют дополнительные требования к проектам. Структура проектов стала сложнее, но в то же время она остаётся интересной для нас – лизинговой компании. Мы готовы и прежде всего располагаем всеми компетенциями, чтобы выступать непосредственным партнёром клиента, беря на себя те функции, которые, возможно, не типичны для лизинговой компании в целом.

– Вы имеете в виду управление парком? Это возможно?

– Управление парком не является основной задачей большинства лизинговых компаний. Это требует немалых затрат, штата и, конечно, не характерного для лизинговых компаний функционала. Тем не менее, компетенции в данной сфере необходимо иметь лизинговым компаниям, обладающим большим парком п/с, и благодаря наличию таких возможностей мы можем предоставлять клиенту дополнительные услуги помимо самого лизинга.

– Какой в целом уровень просрочки был зафиксирован по итогам 2018 года?

- Минимальный. Благодаря тому, что управление рисками «Газпромбанк Лизинг» гармонично интегрировано с системой риск-менеджмента «Газпромбанка», качество нашего лизингового портфеля традиционно находится на высоком уровне. Такой подход даёт нам положительную синергию и нивелирует уровень просрочки.

– Недавно, в одном из интервью вы говорили, что у вас сформирована отличная экспертиза по отраслям. В чём она заключается применительно к железнодорожной отрасли?

– Мы традиционно собираем сильные команды профессионалов в каждой сфере бизнеса, и железнодорожная отрасль не стала исключением. Кроме того, мы применяем комплексный и всесторонний подход к анализу проектов. Допустим, если рассматривать железнодорожную отрасль, то мы оцениваем клиента не только по его деятельности и финансовому состоянию, но и смотрим на стоимость подвижного состава, его техническое состояние. Также идёт оценка рынка перевозимых грузов и всей отрасли в целом. Это серьёзная аналитика, и мы занимаемся этим каждый день: анализируем баланс парка, оцениваем необходимость инвестиций в данный подвижной состав и какие риски мы готовы на себя взять, с какими авансами, под какие маршруты и под какие грузы. Именно такой подход к анализу мы применяем абсолютно по каждой отрасли, что, в свою очередь, отражается на наших рисках и позволяет сохранять нулевой уровень просрочки на протяжении многих лет.

– Поговорим о крупнейшем клиенте железнодорожников – угольной отрасли. Насколько лизинг популярен в этой отрасли?

– Угольная отрасль выглядит сегодня довольно привлекательно с точки зрения инвестиций, компании показывают очень хороший результат. Объёмы добычи угля в РФ достигли 433 млн тонн, что на 6% больше по сравнению с 2017 годом. Такой результат стал возможным благодаря крупным инвестиционным вложениям в добычу коксующихся углей для экспорта, а также в угольные порты и железнодорожную инфраструктуру. 

Более того, если сравнить угольный рынок России с зарубежным, например, с Индонезией и Австралией, где часто случаются природные катаклизмы, то многие потребители выбирают наш рынок, поскольку нет серьёзного риска приостановки проектов и срыва поставок. Россию в данном разрезе сотрудничества рассматривают как стабильного и долгосрочного партнёра.

Что касается лизинга, то со стороны предприятий добывающего сектора, и в том числе угольной промышленности по итогам 2018 года и сейчас наблюдается повышенный спрос. Мы профинансировали проекты предприятий добывающего сектора на общую сумму 14,6 млрд руб., причём 7,6 млрд из них – это сделки с предоставлением субсидий. 

– Что пользуется спросом у предприятий угольной отрасли? Что берут в лизинг?

– Горнодобывающие компании приобретают на условиях финансовой аренды в основном карьерную технику и автотранспорт: экскаваторы, самосвалы, бульдозеры, погрузчики, а также буровые установки. В особенности необходимо отметить популярность российских КамМАЗов и белорусских БелАЗов. 

В рамках подписанного соглашения с «КамАЗом» крупным клиентам мы предлагаем технику без аванса и со скидкой до 12%. Согласно данным Автостата, на апрель 2019 года эта марка пользуется популярностью и является лидером среди продаж с долей 35,2% от общего объёма грузовиков. Это неудивительно, потому что на КамАЗы установлены более низкие цены по сравнению с зарубежными аналогичными марками, а качество и технические характеристики при этом ничуть не уступают.

Относительно БелАЗов: мы с большим удовольствием недавно подтвердили своё лидерство по поставке карьерных самосвалов этой марки на условиях финансовой аренды с общей долей на рынке 30%, по данным Торгового дома «БелАЗ». Занимать верхнюю строчку в этом сегменте среди остальных лизинговых компаний для нас почётно, т.к. мы проводим активную работу с Министерством промышленности и торговли Республики Беларусь, предоставляя нашим клиентам нужные для их отрасли большегрузные машины. Добывающие компании охотно приобретают БелАЗы в лизинг, и за всё время, как мы работаем по программе субсидирования с Республикой Беларусь, передано более 100 БелАЗов на общую сумму 6,3 млрд рублей.

– Как вы оцениваете ситуацию с нефтебензиновыми цистернами? Интересно лизинговым компаниям заниматься этим сегментом?  

– Не секрет, что довольно значительные объёмы перевозки нефти и нефтепродуктов переходят в трубопроводный транспорт, тем самым несколько сокращая размер потребного парка. Тем не менее, необходимость в перевозках ж/д транспортом остаётся высокой. Уровень текущих ставок доходности не позволяет операторам приобретать новый парк, поэтому на рынке сейчас происходит консолидация парка, операторы активно работают над сокращением издержек и оптимизацией перевозок. Основные сделки следует ожидать в сегменте б/у подвижного состава: это или проекты возвратного лизинга, или проекты по консолидации.

– Максим Анатольевич, и традиционный вопрос задам. Каков ваш прогноз на 2019 год?

– В 2019 году мы надеемся увидеть интересную динамику, прежде всего по специализированному парку. В части полувагонов рынок уже серьёзно насыщен. Есть, конечно, отдельные ситуации, когда парка недостаточно. Но опять же, это связано скорее с нехваткой прежде всего колёсных пар. Соответственно, ремонт из-за этого происходит не так быстро, как хотелось бы, но мы уже видим, что ситуация меняется и на рынок выходят дополнительные объемы комплектующих.

В целом можем отметить, что специализированный подвижной состав (платформы, зерновозы) уже в тренде и точно будет в тренде несколько ближайших лет.


Игнат Вьюгин

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ