Наука и образование / 29.07.21 00:35

Звёздный путь железнодорожника. Инженер Дальневосточной дороги Пётр Дубов стал космонавтом

Будущий космонавт больше года проработал в Хабаровской дистанции организации связи и вычислительной техники

Будущий космонавт больше года проработал в Хабаровской дистанции организации связи и вычислительной техники | Наука и образование
фото:Пресс-служба ГК «Роскосмос» / ТАСС

Космонавт номер 125 – хабаровчанин Пётр Дубров начинал свою карьеру на железной дороге – работал в Хабаровской дистанции организации связи и вычислительной техники. Сейчас он уже четыре месяца находится на орбите Земли. Сегодня, 29 июля, у него важная задача. Как сообщили «Гудку» в Роскосмосе, бывший железнодорожник, а ныне космонавт-испытатель, бортинженер космической экспедиции МКС участвует в пристыковке модуля «Наука» к международной космической станции.  

Пётр Дубров не был в Хабаровске, откуда он родом, где живут его родители, два года – готовился к своему первому полёту в космос, назначенному на 9 апреля 2021 года. Живое общение с родственниками лётчика-космонавта, готовящегося шагнуть в космическое пространство в год 60-летия первого полёта человека в космос, было серьёзно ограничено. 

Эпидемия, пандемия, COVID-19 подчинили своему ритму жизнь на Земле. Для отряда космонавтов ограничения жёстче жёсткого. Именно поэтому родственники не смогли присутствовать на Байконуре и воочию видеть, как космический корабль с их сыном на борту устремится ввысь. 

Даже самые близкие люди: мама Наталья Петровна, папа Валерий Иванович, старший брат Роман и младший – Ярослав, коротко общались с ним только по телефону. 

Уже потом, находясь в невесомости, выходя на связь, сын расскажет, что всё хорошо, что соскучился по маминой фирменной окрошке, и, конечно, попросит не беспокоиться. 
Мама привыкла, но всё равно будет беспокоиться, как и все матери, ждущие возвращения сыновей.

Обычный мальчик с Земли

TASS_45230824.jpg

Несмотря на то что близкие Петра – люди профессий, напрямую связанных с полётами, дед – лётчик, отец – бортрадист, будущий космонавт в детстве и отрочестве в небо особо не заглядывался. Больше углублялся в тетради, в математику. Проблем со здоровьем не имел, но и спортивной активности не проявлял. 

Девять классов Пётр отучился в обычной общеобразовательной школе с не очень позитивным номером – 13. Это одиннадцатилетняя школа, где будущий воздухоплаватель отучился всего девять классов. 

«Пётр был обычным мальчиком, – говорит пенсионерка Людмила Дорофеева, в прошлом учитель истории и обществоведения, классный руководитель Петра Дуброва. – Особых пристрастий к спорту не питал. Успевал хорошо, но отличником не был. Математикой увлекался, информатикой, тогда она набирала популярность. Не драчун, ярко нигде особо не выделялся. Я и рыбачкой была, с ребятами иногда задерживалась, что-то обсуждали. Он не интересовался. Шахматами я серьёзно увлекалась, он был холоден. Как-то раньше я встретила его отца, и он сказал, что Петя записался в космонавты. Я удивилась. Петя был немускулистым, что ли, да и по характеру флегматичный. А папа его, напротив, – живчик. Но отец очень много с ним возился, раскачивал. Я знаю, что Петя в экипаже по технической части. Это у него от отца».

Как рассказывает мама, Пётр узнал об открытии в Хабаровске Лицея информационных технологий. Первого, экспериментального. Сам увидел перспективу, рассмотрел свой интерес. Сдал экзамены, выдержал конкурс – несколько человек на место. Два года учёбы оставили в памяти Петра Дуброва очень тёплые воспоминания. Олимпиады, конкурсы, творческое движение.
«Очень хорошо помню своё собеседование в лицее в далёком уже 1992 году, моё удивление от необычности атмосферы лицея в первые же учебные дни. Дух творчества, здоровый учебный азарт учеников, высочайший профессионализм преподавателей вместе с душевностью и искренней любовью к своим предметам и ученикам», – вспоминал Пётр Дубров.

Дорога зовёт

TASS_45233194.jpg

В Тихоокеанском государственном университете Пётр Дубров углублённо занимался информатикой: писал программы, осваивал вычислительную технику. Так бы и занимался информатикой, не окажись однажды в самолёте с парашютным ранцем за плечами. Вот что он напишет позже, в  2014 году, когда за плечами будет уже несколько сотен прыжков, и не просто прыжков, а затяжных, в составе групп по воздушной акробатике: «Солнце, ветер и высота. Не могу себе представить парашютные прыжки без этих трёх составляющих. Вот и сейчас, на втором этапе специальной парашютной подготовки, снова упиваюсь потоком, впитываю солнце и восхищаюсь нашей планетой с высоты». 

Небо войдёт в жизнь Петра Дуброва навсегда, но был в его карьере и железнодорожный этап. 
В 1999 году, сразу после окончания университета и получения диплома инженера со специализацией «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», будущий космонавт пришёл на Дальневосточную дорогу, где чуть больше года проработал в Хабаровской дистанции организации связи и вычислительной техники, предшественнице современной дистанции сигнализации, централизации и блокировки.

«В то время на дороге проходила смена поколений телекоммуникационного оборудования. До этого у нас всё было построено на старой аналоговой платформе, и в это время начался стремительный переход на «цифру», – рассказывает Андрей Грибанов, работавший в начале 2000-х старшим электромехаником Бикинской дистанции сигнализации, связи и вычислительной техники, ныне инженер техотдела Хабаровской дирекции связи. – 2000 год – пик строительства волоконно-оптических линий связи. Как бы это пафосно ни звучало, но тогда закладывалась база для работы в XXI веке. Задачи стояли очень серьёзные, творческие. Толковые инженеры со знанием современных цифровых платформ, программ и инструментов тогда были очень востребованы».

«В начале 2000 года я возглавил участок вычислительной техники Хабаровской дистанции сигнализации, связи и вычислительной техники. А Пётр Дубров к тому моменту работал электроником в группе вычислительной техники, – вспоминает начальник службы технической политики Дальневосточной железной дороги Борис Румянцев. – Пётр не выделялся чем-то особенным из коллектива – скромный, немногословный парень».
Бывший руководитель космонавта особо подчёркивает, что уровень интеллекта, крепкие знания и отличные навыки в области программирования позволяли поручать ему интересные и довольно ответственные задания. Например, он в числе таких же молодых специалистов участвовал в разработке программного обеспечения комплекса для измерения параметров рельсовых цепей.

Небо взяло верх 
Коллеги-железнодорожники отмечают, что на дороге талантливого программиста, инженера ждала хорошая «цифровая» карьера.
Но небо взяло верх. Давние увлечение парашютной акробатикой и неимение крепкой тренировочной базы в регионе подтолкнули Петра Дуброва к решению о переезде в Москву. В столице он работал по цифровому профилю, попутно активно занимаясь парашютной акробатикой.
И всё-таки в жизни Петра Дуброва большого неба, неба космического масштаба могло и не случиться. Судьбу определили случай… и решительность. 
«Я увидела в новостях, что начинается набор в отряд космонавтов специалистов других профессий, не лётчиков. И сразу подумала, что, если Петя услышит это объявление, он точно пойдёт туда», – вспоминает мама Петра Дуброва Нина Петровна.
Месяца через два он звонит и говорит: «Мама, я подал заявление на конкурс и начинаю проходить медкомиссию». Всё же сыграли роль гены деда-лётчика и папы – бортового радиста.


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Дмитрий Корбан

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →