Новости

Реклама

Первый поезд вела девочка-машинист

История | Четверг | 14.11.2019 | 14:38
 
История малой Горьковской магистрали берёт начало в 1939 году
Первый поезд вела девочка-машинист
фото: архив ДЖД в Нижнем Новгороде
Решение о её строительстве принято 13 мая на бюро Горьковского Обкома ВКП(б). Нет никаких сомнений в том, что одним из инициаторов этого стал Иван Александрович Слепов – первый начальник Днепропетровской ДЖД, переехавший в 1937 году в город Горький. Был установлен срок окончания строительства – 1 октября 1939 года, к 22-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Как и все детские железные дороги довоенной поры, Горьковская строилась методом комсомольских субботников: в работах участвовало более 36 тыс. человек. На конечных станциях, Родина и Счастливая, возведено два красивейших вокзала-дворца по проекту архитекторов Яковлева и Анисимова. Промежуточные станции (Пушкино и Маяковского) были менее грандиозными, но не менее красивыми: здания деревянных вокзалов исполнены по проекту архитекторов Бажанавлева и Анисимова.

Объект был сдан в эксплуатацию в срок. 8 ноября 1939 года на станции Родина состоялся многолюдный митинг, на котором присутствовала вся комсомольская, партийная, советская элита города и области. В 14 часов 02 минуты от перрона станции Родина отправился первый поезд Горьковской ДЖД. Вела его юный машинист Женя Герман.

Новая магистраль поражала своей технической оснащённостью. Главная станция, Родина, имела четыре приёмоотправочных пути, чем тогда не могла похвастаться ни одна другая детская дорога. В двухэтажном, увенчанном круглой башенкой вокзале на первом этаже размещались кабинеты начальника, дежурного по станции, зал ожидания, билетные кассы, справочное бюро, буфет, медпункт, книжные киоски. На втором – учебно-технические кабинеты, помещения диспетчерской и радиоузла, а в башенке – музей истории железнодорожного транспорта. В двухстойловом локомотиво-вагонном депо оборудована мастерская, пункт промывки паровозов и даже собственная кузница. На одном из путей имелась смотровая канава.

По воспоминаниям юных железнодорожников тех лет, на станции Родина имелся поворотный круг для разворота паровозов, а на станции Счастливая – разворотный треугольник.
Дорога была оснащена самыми современными и передовыми по тем временам средствами связи и сигнализации. Движение поездов осуществлялось по электрожезловой системе, а управлял им со станции Родина диспетчер.

Подвижному составу малой Горьковской завидовали юные железнодорожники всех остальных ДЖД. По дороге курсировало одновременно два поезда: в каждом – по шесть 30-местных мягких вагонов. Водили их паровозы самого современного вида, названные ЛК-01 и ЛК-02 – в честь наркома путей сообщения Лазаря Кагановича. Оба состава были покрашены в благородный голубой цвет, которого в те годы были удостоены лишь курьерские поезда.

Детская железная дорога длиной 9,1 км соединила Канавинский район с Автозаводским. Горьковчане стали использовать её как ещё один вид городского транспорта. Только за первый год эксплуатации дорога перевезла более 100 тысяч пассажиров.

Счастливое время закончилось с началом Великой Отечественной войны. 7 августа 1941 го-
да детская дорога была закрыта. Все её имущество передано отделу подготовки кадров управления ГЖД, и почти всю войну на ней велось обучение взрослых железнодорожников для «больших» дорог.

Для нужд фронта использовались сооружения малой Горьковской. Паровозо-вагонное депо с мастерскими было переоборудовано под выпуск боеприпасов, станционные здания – под размещение воинских частей и штабов. Подвижной состав подвозил топливо госпиталям.

Восстановление детской железной дороги началось после войны. Вероятно, в ходе этих работ были демонтированы поворотный круг на станции Родина и разворотный треугольник на станции Счастливая. На пункте экипировки паровозов рядом с локомотивным депо был смонтирован пневматический кран для погрузки угля.

Вместо своих старых капотированных паровозов Горьковская ДЖД получила из Тумы паровоз Ш.32 (серии 157, постройки Сормовского завода). Примерно тогда же или несколько позже на дорогу поступил ещё один паровоз – серии 159, оказавшийся слишком изношенным и слабым.

4 августа 1946 года, в День железнодорожника, малая Горьковская открылась вновь. Этого события все ждали очень давно, и потому уже в первый день работы она перевезла более 3000 пассажиров.

В 1958 году началось переоснащение дороги. Появился тепловоз ТУ2-155, дрезина ТД-5У, новые вагоны. Станции и локомотивы были оборудованы поездной радиосвязью. Чуть позже дороге выделили ещё один тепловоз – ТУ2-233. Малая Горьковская поступательно развивалась.

Однако летом 1965 года судьба её круто изменилась. В связи со строительством жилого микрорайона и автомобильного шоссе её «укоротили». От девяти с лишним километров осталось около полутора. И только одна станция – Родина. Под Дворец бракосочетания передан вокзал на станции Счастливая.

Долгое время дорога эксплуатировалась в урезанном виде. Лишь в 1991 году началась её реконструкция. В 1994 году вступил в строй новый участок дороги и новая станция, названная Счастливой в память о прежней ДЖД.

Теперь дорога в плане представляет собой треугольник, в вершинах которого находится три тупиковые станции – Родина, Пушкино, Счастливая. Длина главного пути – 3200 метров, развёрнутая длина – 4100 метров.

В 1996 году проведён капитальный ремонт паровоза Кп-4-430, который с 1955 года и до середины 80-х водил поезда. В 1997 году на Горьковской ДЖД восстановлена паровая тяга, что для современных дорог большая редкость. В 1999 году в локомотивном депо станции Тумская по спецзаказу, как и в 1939-м, изготовлено два открытых пассажирских вагона «дилижанс». В 2011 году на малую Горьковскую поступил тепловоз ТУ10-003. В ходе реконструкции полностью обновлено верхнее строение пути.

ДЖД сегодня, как и на всех этапах своей истории, успешно решает поставленные перед ней задачи по воспитанию и проф-ориентации подрастающего поколения. Лозунг малой Горьковской – «Малая железная дорога, мы с тобой войдём в большую жизнь».

По материалам архива ДЖД в Нижнем Новгороде
Материал опубликован в газете «Волжская магистраль» 14.11.19

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений
Еще по теме

Сортировка по-русски
История
Понедельник | 09.12.2019 | 11:52
И винтовкой, и кувалдой
История
Пятница | 06.12.2019 | 14:55

Cегодня в СМИ