Новости

Реклама

Язык колокола понятен без перевода

История | Четверг | 17.10.2019 | 11:38
 
В канун празднования 145-летия Куйбышевской магистрали на вокзале Пенза-1 установили станционный колокол
Язык колокола понятен без перевода
фото: КбшЖД
Появившаяся на первой платформе железнодорожного вокзала Пенза-1 композиция состоит из латунного колокола весом почти 7 кг, и стойки, изготовленной в Пензенском регионе работниками сервисного локомотивного депо.

Этот по-настоящему железнодорожный подарок работникам стальной магистрали был сделан по заказу мецената, который пожелал остаться неизвестным. Как выяснилось, вдохновило его знаковое для региона событие – запуск минувшим летом до станции Белинская настоящего паровоза, а если быть точнее, – ретропоезда, который доставил любителей поэзии на 48-й Всероссийский Лермонтовский фестиваль. Церемония отправления была ознаменована традиционным для дореволюционной железной дороги сигналом – звоном станционного колокола. Однако у вокзала в Пензе своего колокола не было, поэтому специально к этому событию он был доставлен из Уфы.

Побывавший на празднике меценат остался под таким впечатлением от праздника, что решил – у такой крупной пассажирской станции, как Пенза, которая находится буквально посередине прародительницы современной Куйбышевской – Моршанско-Сызранской железной дороги, – обязательно должен быть свой, персональный колокол.

Стоит отметить, что с магистралью таинственного дарителя связывает не только интерес к железнодорожной истории и атрибутике. Дело в том, что его бабушка более 40 лет проработала на железной дороге, и даже когда нынешний начальник вокзала Пенза-1 Юрий Гришин в 1987 году работал начальником поезда, подарила ему кружку, которую он бережно хранит до сих пор.

Планируется, что в скором времени звоном станционного колокола на вокзале Пенза-1 будут подаваться сигналы об отправлении фирменных поездов. А пока во время стоянок к новому арт-объекту приходят пассажиры с детьми, чтобы сделать фото на память.

Голоса прошлого

Говоря о колоколах, нельзя не окунуться в историю. Надо сказать, что на железнодорожных станциях они появились в самом начале создания магистралей в России. Они использовались для оповещения пассажиров о прибытии и отправлении поездов. Затраты на организацию движения поездов, постройку и открытие станций были довольно большими, поэтому колокола изготавливались специально для каждой станции и не гравировались, а отливались сразу с её названием.

Станционными колоколами служащие пользовались в полном соответствии со служебным приказом «Колокола на станциях», в котором давалось объяснение каждому удару. Один удар означал предупреждение – отъезжающие и провожающие должны приготовиться, два удара – пассажирам необходимо занять свои места в вагонах, три удара – отправление состава. Примечательно, что удары колокола сигнализировали отправление поезда не только на всех вокзалах царской империи, но и ясно указывали пассажиру, что он находится в едином транспортном пространстве. Ведь даже в Xарбине при отправлении поезда, как и в России, в него звонили трижды.

Звоном того же колокола, но без счёта ударов, служащие извещались о выходе поезда с соседней станции. В случае пожаров и других несчастий, требующих созыва служащих, станционные колокола играли роль набата. И так правила подачи сигналов станционным колоколом оставались неизменными около 60 лет. Их голоса умолкли в 1914 году.

Колокола получают прописку

Одним из первых мест, где в новейшей истории Куйбышевской появился свой колокол, стал вокзал Самара. Его преподнесли в дар в честь празднования 140-летия Куйбышевской железной дороги самарский меценат и коллекционер Дмитрий Хмелёв и депутат Госдумы Александр Хинштейн.

К слову, до того, как попасть в руки коллекционера, бронзовый свидетель целой эпохи, случайно обнаруженный в районе Кинеля, какое-то время провёл в комиссионном магазине. Ценитель раритетов Дмитрий Хмелёв сразу понял, насколько уникален этот предмет, где читалась надпись «Самаро-Уфимская железная дорога». Исторически она, дорога, с 25 станциями просуществовала всего два года. По размерам, манере исполнения колокола, можно с большой долей уверенности предположить, что этот колокол – как раз со станции Самара.

Выполненный из бронзы, высотой 35 см и около 40 кг веса, станционный колокол 1888 года уже обжился на первой платформе вокзала Самара и время от времени, исключительно по торжественным случаям, оглашает округу своим звучным «голосом». В остальное время его аккуратно закрывают и перевязывают «язык».

Несколько лет назад буквально из небытия вернулся колокол и на вокзал станции Дашково. Конечно, и само здание вокзала, и колокол не действующие, а раритеты в Поволжском музее железнодорожной техники, но именно они привлекают внимание посетителей всех возрастов.

Примечательно, что есть на Куйбышевской и свой «дежурный» колокол, который участвует в различных торжественных мероприятиях с историческим колоритом. Место его прописки – музей истории Куйбышевской железной дороги, находящийся в Самаре. Этот колокол обладает таким же пронзительным голосом, но отличается от собратьев отсутствием надписей, рисунков и каких-либо гравировок.

Философия под перестук колёс

В XIX веке железная дорога считалась настоящим чудом. Она сокращала расстояния, преломляла пространство и сжимала время. Мгновенно, с невиданной ранее скоростью, методично соединяла и разделяла людей.

Всё это казалось чем-то мистическим, а потому манящим и вдохновляющим не только умы инженерии, но и антропологов, социологов, и, разумеется, писателей. Так, в литературных произведениях, повествующих о той эпохе, отправление и прибытие поезда часто изображается очень ёмко. Вот какие воспоминания об этом оставил учитель, публицист и краевед А.И. Белинский (1886–1977 годы):

«Засаленные, с грязными руками и лицами смазчики постучали молоточками по вагонным колёсам, проверяя их исправность, подлили масла в масляники...

– Готово?
– Сейчас.
– Третий! – скомандовал человек в красной шапке.

Раздались три резких удара в колокол. Заливчато откликнулся своей задорной трелью свисток старшего кондуктора поезда. Оглушительно, басисто прогудел паровоз. Поезд, как бы нехотя, зашевелился, заскрежетал. Труба выбросила целые облака чёрного с искрами дыма. Всё быстрее замелькали вагоны. Наконец, проскочил последний из них с двумя красными фонарями сзади».

Железная дорога и сегодня вдохновляет писателей своим величием. Так, мистический образ магистрали и вокзала, близкий к переживанию пассажиров и понятный каждому из нас, нашёл отражение в романах Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере. Поезд, перевозивший учеников и преподавателей в Хогвартс, отправлялся из Лондона в 11 часов с волшебной платформы 9¾ вокзала Кингс-Кросс. Именно отсюда главный герой начинает своё путешествие в мир чудес. Именно тут разворачивается одна из ключевых сцен в конце саги.

Опора всему

На Куйбышевской железной дороге бережно хранят раритеты славной истории предприятий и возрождают традиции.

«Работа по сохранению наследия велась на железной дороге всегда. Даже в самые непростые для Отечества годы находились средства, силы и время, чтобы не растерять память и сберечь славу предыдущих поколений железнодорожников, – говорит директор музея истории Куйбышевской железной дороги Юрий Менчик. – Такая работа необходима. Ведь железная дорога не только перемещает грузы и людей. Она развивается и движется во времени. Чтобы такое движение стало возможным, необходима твёрдая опора, которой всегда были для отрасли люди, совершавшие год за годом трудовой подвиг. Такая опора, которая побудит следующие поколения к новым, великим достижениям».

Одним из таких символов станет и станционный колокол на вокзале Пенза-1. Необычайно звонкий, он будет поражать, удивлять и радовать. И только скромная малозаметная гравировка на внутренней поверхности напомнит внимательному пассажиру о том, что в нескольких поколениях тысячи железнодорожников – инженеров, рабочих, руководителей, – трудились для того, чтобы чудо этого звона стало возможным.

Нина Золотницкая
Материал опубликован в газете «Куйбышевский железнодорожник» 04.10.19

Комментарии
    1

27 дней назад

Юлия
День добрый! Газета называется "Куйбышевский железнодорожник", а не "Куйбышевская магистраль":
https://www.gudok.ru/zdr/177/?ID=1479539&archive=51609
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ