Новости

Реклама

Первый опыт договоренности на берегу

История | Пятница | 23.08.2019 | 12:19
 
Колдоговор способствует стабильной и эффективной деятельности компании
Первый опыт договоренности на берегу
фото: архив газеты «Гудок»
Август 1922 года был ознаменован подписанием первого Коллективного договора. Сторонами социального партнёрства выступили Всероссийский профессиональный союз работников железнодорожного и водного транспорта (Цектран) и Народного комиссариата путей сообщения (Наркомпуть).

Договор заключили на 2 месяца – август и сентябрь, он вступил в силу 1 августа 1922 года. Для железнодорожников это было крупным событием. Свои подписи поставили: от Цектрана – Иван Грунин, от Наркомпути – Леонид Серебряков.

Правовой акт представлял собой первый опыт применения на транспорте договорных начал в области служебно-бытовых отношений и устранял разнотолки в существовавших документах.

При этом особо оговаривалось: если во время «действия договора опубликовывается закон, дающий лучшие условия труда и его оплаты, чем установлено в договоре, то он должен механически изменить соответствующую часть договора». То есть применялся последний закон, «отодвигавший в сторону» действие соответствующего параграфа колдоговора.

В момент подписания договора наблюдалось тяжёлое положение всего хозяйства в стране и транспорта в особенности. Разрешение вопроса потребовало большой предварительной работы, созыва целого ряда совещаний, комиссий, обсуждений.

Первый Коллективный договор включал 8 разделов: «Общие положения», «Приём и увольнение», «Рабочее время», «Охрана труда», «Ученичество» и др.

В разделе «Приём и увольнение» отмечалось, что приём работников на транспорт производится «в 1 очередь из состава безработных членов союза транспортников, а за отсутствием таковых – из состава членов других союзов. Приём не членов союза допускается только в случае отсутствия из среды безработных членов союза работников требуемой квалификации». Более того, если обнаруживалось, что на предприятии или учреждении трудился не член союза, то их администрация (по требованию союза) была обязана уволить такового и заменить членом транспортного союза соответствующей квалификации.

Свой порядок существовал для увольнения. Процедура, по обыкновению инициированная администрацией, требовала уведомления завкома (месткома). Люди могли быть уволены в нескольких случаях: при полной или частичной ликвидации предприятия, учреждения; при остановке работ на срок свыше 1 месяца; по болезни или временной нетрудоспособности, длящихся свыше 4 месяцев подряд, и других (с предупреждением об уходе с производства за 2 недели до увольнения). Увольнение могло наступить и «по беременности и родам, превысившим этот срок».

Чётко прописывалась продолжительность нормального рабочего времени: «8 часов действительной работы – для рабочих физического труда, а равно и для лиц умственно-конторского труда». В ночное время эти категории могли работать в течение 7 и 5 часов соответственно.

В колдоговоре предусматривалось также время отдыха. Работники транспорта, невзирая на должности и профессии, могли рассчитывать на еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов.

Под контроль ставилась охрана труда. В колдоговоре Наркомпуть давал обязательство во всех подведомственных учреждениях, мастерских, депо, станционных зданиях «исполнять и проводить все обязательные постановления и правила Наркомтруда по санитарно-техническому содержанию и производству работ». Снабжение рабочих и служащих спецодеждой и так называемыми нейтрализующими средствами – бесплатно, за счёт администрации.

В разделе «Охрана труда» закрепили параграфы, связанные с дополнительными отпусками, социальным страхованием, преференциями для женщин и подростков.

Заметная часть колдоговора (свыше 50 параграфов из 147) посвящалась распределению по тарифным разрядам и соответствующей оплате. Её порядок и система регламентировались в зависимости от характера выполняемой работы и могли быть в виде сдельной, повременной, смешанной и премиальной оплаты. По установлению данной системы со стороны администрации требовалась соглашение с местными органами союза. К примеру, оплата сверхурочных производилась за первые 2 часа в полуторном, а за последующие часы – в двойном размере («исходя из расчёта нормальной часовой тарифной платы»).

Не осталась без внимания оплата отпусков. Их время оплачивалось вперёд и полностью по среднему заработку уходящего в отпуск. Причём «размер оплаты проездных расходов отпускаемых и правила использования отпусков устанавливаются соглашением органов Цектрана и НКПС».

Первая попытка получения наиболее полных материальных и правовых гарантий для работников транспорта в пределах возможностей, которыми НКПС располагал в период действия договора, оказалась сравнительно успешной.

По истечении двухмесячного срока был заключён второй Коллективный договор (на октябрь и ноябрь 1922 года).

Новая полоса в истории профсоюзного движения началась в октябре на II Всероссийском съезде союза работников железнодорожного и водного транспорта.

Тогда произошло разделение на 2 автономных союза: железнодорожников и водников. Председателем ЦК профсоюза железнодорожников избран Андрей Андреев.

Виктор Минаков
Материал опубликован в газете «Вперед» 23.08.19

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ