Новости

Реклама

С чего начинался мост на необычном и своенравном Амуре

История | Понедельник | 19.08.2019 | 11:21
 
Торжественная закладка Амурского железнодорожного моста в Хабаровске состоялась 106 лет назад, 12 августа
С чего начинался мост на необычном и своенравном Амуре
фото: архив «ДВМ»
Первые изыскания по определению места для мостового перехода через Амур были проведены ещё в конце XIX века в ходе строительства Уссурийской железной дороги (Владивосток – Хабаровск). Для того чтобы ускорить и удешевить прокладку Транссиба, железнодорожную линию из Забайкалья во Владивосток провели через Маньчжурию по Китайско-Восточной дороге. Поскольку Хабаровск оказался в стороне от главного пути, отпала и необходимость строить мост через Амур. Однако Русско-японская война 1904-1905 годов показала, что главная магистраль страны должна проходить полностью по российской территории.

Для выбора наиболее оптимального направления Амурской железной дороги в период с 1906 по 1909 год была организована серия экспедиций. На основе собранных материалов предлагалось несколько проектов моста. Самым подходящим был признан вариант надводного мостового перехода у селения Осиповка, находившегося в 8 км от Хабаровска.

– Проектировщикам моста предстояло разрешить сложнейшую инженерную задачу. Амур – река во многом необычная и своенравная, даже рождается она шириной сразу в полкилометра при слиянии Шилки и Аргуни. Стремительно наращивая свою мощь, одна из великих рек мира разливается у Хабаровска уже на 3 км. У неё особая гидрология: быстрое течение, в районе мостового перехода глубина до 14 м, два паводка, весенний и летний, когда обрушиваются муссонные дожди и сокрушительной силы ледоход, – рассказывает директор Музея истории Дальневосточной железной дороги Валерия Буркова.

Автором проекта основной (русловой) части моста стал Л.Д. Проскуряков – профессор, к тому времени уже снискавший мировую известность как создатель десятка крупнейших мостов, совершенных по своей конструкции, экономичных и лёгких. Самый значительный из них – через Енисей у города Красноярска постройки 1899 года. Его проект послужил прообразом для Амурского моста. Левобережную подъездную эстакаду через Бешеную протоку спроектировал будущий советский академик Г.П. Передерий. Арочная эстакада стала первым мостовым сооружением из железобетона на Азиатском континенте.

– Проект Амурского моста во многом был новаторским. Он предусматривал необычное сочетание железобетона и стали: Амур перекрывался цепью металлических ферм, а над его протокой должна была подняться железобетонная арочная эстакада. Мост поражал и небывалой длиной – 2600 м. Это был крупнейший мостовой переход из всех построенных к тому времени, – говорит Валерия Буркова.

Торжественная закладка моста состоялась 30 июля (12 августа по новому стилю) 1913 года. К украшенной флагами и гирляндами из зелени пристани на левом берегу реки прибыл приамурский генерал-губернатор Н.Л. Гондатти с приближёнными. Его встречали инженеры путей сообщения и сотни рабочих. Был отслужен молебен. После того как Гондатти открыл вентиль воздухопроводной трубы, соединявшейся с кессоном, начался официальный отсчёт времени строительства моста.

На фото: Одна из ферм старого моста установлена в музее истории Амурского моста

Наталья Киреева
Материал опубликован в газете «Дальневосточная магистраль» 16.08.19

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ