Новости

Реклама

Как железнодорожники решали вопросы снабжения продовольствием в 1918-1919 годах

История | Понедельник | 12.08.2019 | 10:28
 
Борьба с голодом велась всеми доступными средствами
Как железнодорожники решали вопросы снабжения продовольствием в 1918-1919 годах
фото:
Когда просматриваешь многочисленные карточки, заполненные сто лет назад работниками органов ЗАГС, а ныне хранящиеся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга, привлекает внимание то, что одной из самых распространённых причин смерти горожан того времени было истощение. Как же выходили из положения железнодорожники?

Продовольственный кризис коснулся и их. Так, если в марте 1918 года на северо-западных дорогах выдавали на человека по 4 фунта хлеба (то есть чуть более полутора килограммов) и 1 фунт подсолнечного масла, то к маю выдаваемое количество хлеба составило менее двух фунтов. А в декабре в Центральный продовольственный комитет поступила телеграмма из Александровского завода Николаевской дороги: «Продуктов для приготовления обедов в столовых хватит только до 22 декабря, а с 24-го они будут закрыты до получения продуктов»… И это не были временные трудности. Ведь, как писал в романе «Белая гвардия» Михаил Булгаков, «велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней».

Положение железнодорожников осложнялось отсутствием помощи со стороны местных влас¬тей. 6 февраля 1918 года Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Рыбинска описал склад 8-го участка постройки магистрали Петроград – Рыбинск, реквизировав мешок сахара, два мешка муки и забрав документы на вагон свиного сала. Боровичский совет в эти же дни дважды грабил 5-й участок строительства, вывезя с него 280 пудов муки и 49 – сахара. А 28 ноября газета «Продовольствие Севера» опубликовала распоряжение комиссара продовольствия Петроградской трудовой коммуны об установке в городе на декабрь: железнодорожникам продуктовых карточек не выдавать.

Приведённые примеры можно объяснить тем, что железные дороги не входили в сферу влияния местных властей, а подчинялись НКПС. Но, возможно, это были ответные меры на неправомерные действия самих железнодорожников. Так, на Николаевской дороге бытовали отцепки вагонов с продуктами, что как-то даже позволило почтово-телеграфным служащим принять резолюцию о борьбе с «железнодорожными захватчиками», которые «купаются в довольстве». Так или иначе, 25 декабря 1918-го по стране прошла телеграмма заместителя Наркомпрода Николая Брюханова с воззванием всем губпродкомам позаботиться о снабжении железных дорог продовольствием, «ибо в руках железнодорожников находится ключ к счастью и светлому будущему трудового народа».

Впрочем, они и сами не сидели сложа руки. Организованные при железных дорогах ещё во время Первой мировой войны продовольственные комитеты основную свою деятельность развернули летом 1918 года. Тогда для закупок хлеба, овощей, скота и пр. Центрпродком разослал 40 человек во все производящие районы страны. Формировались заготовительные продотряды, составлялись специальные продовольственные поезда. Их работа не была простой. Так, летом 1919-го от Петроградского узла отправили 11 продотрядов в Симбирскую губернию, но когда работники Александровского завода решили составить свой отряд, им отказали: началось наступление Колчака. А направленные в Борисоглебский и Новохопёрский районы отряды Московско-Виндаво-Рыбинской (МВР) дороги чуть было не попали в руки частей Мамонтова…

Свою лепту внесла и кооперация, зародившаяся на железных дорогах ещё в 1871 году. После состоявшегося в сентябре 1918-го I Всероссийского съезда потребительских обществ на Северо-Западных дорогах в кооператив вступили 12,5 тыс. работников, т.е. 60% списочного состава. Общество Николаевской дороги собрало 5 млн руб. Оно закупило в США 150 тыс. пар обуви, имело молочную ферму из 60 коров. А продчасть МВР дороги приступила к возведению складов, кладовых «и вообще всяких строений». В частности, в Медведеве при депо установили мельницу.

Закупкой, перевозкой, хранением и распределением занималось Центральное продовольственное бюро Всероссийского железнодорожного съезда. В конце мая 1919 года исполком Цекпрофсожа принял решение о передаче продовольственного дела в ведение железнодорожного профсоюза. Эту функцию организация частично сохраняла за собой более 70 лет.

Алексей Островский
Материал опубликован в газете «Октябрьская магистраль» 09.08.19

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ