Новости

Реклама

Незабытый нарком путей сообщения

История | Пятница | 09.08.2019 | 11:57
 
Четверть века главный парк Воронежа носил имя Лазаря Кагановича
Незабытый нарком путей сообщения
фото: архив газеты «Вперёд»
Именно там в послевоенные годы регулярно собирались железнодорожники, чтобы отметить свой профессиональный праздник.

Имя народного комиссара путей сообщения СССР парку (бывшему царскому питомнику) было присвоено ровно 90 лет назад. В «железнодорожном» статусе он пребывал до середины 50-х годов прошлого века.

Переживший нелёгкие времена, которые привели его чуть ли не к запустению, Центральный парк культуры и отдыха в Воронеже площадью 100 га ныне переживает вторую молодость – появились новые центральная аллея, Зелёный театр, фонтан, детский городок, спортивные площадки и др. Но осталось неизменным своеобразие парка с занимательной полуторавековой историей.

Имя Лазаря Кагановича (народный комиссар путей сообщения СССР в 30–40-х годах прошлого века) присваивалось неслучайно. В сентябре 1919-го будущий нарком был командирован на воронежский участок Южного фронта. После взятия Воронежа Красной Армией работал председателем Воронежского губревкома, а затем губисполкома (до сентября 1920 года).

Он прожил большую жизнь, скончавшись в 97-летнем возрасте в 1991 году.

Не хотелось бы анализировать личность этого человека, говорить о его плюсах и минусах как ведущего строителя Советского государства, но на момент, связанный с празднованием Дня железнодорожника, следует обратить внимание.

В июле 1935 года в Москве проходило совещание работников железнодорожного транспорта.

На приёме делегатов в Кремле Генеральный секретарь ЦК ВКП (б) Сталин отметил особую роль каждого железнодорожника в транспортном механизме страны: «Есть у железнодорожников работники на больших постах и работники, стоящие на небольших постах, но нет на транспорте людей ненужных или незначительных. Начиная от самых больших руководителей и кончая «малыми» работниками, вплоть до стрелочника, вплоть до смазчика, вплоть до уборщицы – все велики, все значительны, ибо транспорт является конвейером, где важна работа каждого работника, каждого винтика».

Железнодорожная тема довольно скоро нашла отражение в кино. В частности, в 1938 году режиссёр Евгений Червяков снял детективный фильм «Честь». О художественных достоинствах говорить не приходилось – на экране развернулась борьба с вредителями-троцкистами на железнодорожном транспорте, противодействии их проискам. В конце концов, правое дело одержало верх.

Режиссёр включил документальные кадры с выступлением Лазаря Кагановича в Центральном парке культуры и отдыха в Москве в 1938 году. Выступая перед многотысячной аудиторией, нарком ещё раз напомнил слова Сталина.

«Наш профессиональный праздник объединяет в единую, сплочённую и спаянную, семью всех железнодорожников, на каких бы постах они ни находились. Они несут ответственность за жизнеобеспечение всей кровеносной системы страны. И хорошо, что железнодорожники чувствуют заботу о себе первых лиц нашего государства, – подчеркнул нарком. – Мы не всегда шли гладко, ровно, выдерживая необходимый график. Однако если взять результаты этого трёхлетия, то в целом мы, со всей армией рабочего класса, добиваемся того, чтобы не только поднять, но и укрепить железнодорожный транспорт. Потому что он имеет решающее значение для нашей обороноспособности. Наша страна – большая, её не проедешь, как в некоторых других государствах, на велосипеде. Железные дороги связывают области и народное хозяйство в единое целое».

Совсем скоро, в годы Великой Отечественной войны, железные дороги выдержат огромную нагрузку, обеспечивая массовые перевозки по мобилизации и сосредоточению войск и внесут огромный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков.

…Традиция празднования Дня железнодорожника в ЦПКиО возродилась. Юговосточники встречают здесь свой красный день календаря целыми семьям.

Виктор Минаков
Материал опубликован в газете «Вперед» 09.08.19

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ