Новости

Реклама

Как отмечали День железнодорожника в годы войны

История | Понедельник | 05.08.2019 | 10:45
 
Что рассказали архивные материалы и «Гудок» за 1944 год
Как отмечали День железнодорожника в годы войны
фото:
Как отмечали День железнодорожника в годы Великой Отечественной войны? И отмечали ли вообще? В недрах Центрального госархива Санкт-Петербурга сохранились любопытные документы. Можно полистать собственноручные, написанные иногда простым карандашом, рапорты начальников предприятий ОЖД на имя начальника дороги. А можно подержать в руках докладную самого начальника дороги Бориса Саламбекова – некий отчёт о подготовке и проведении праздника, представленный в наркомат путей сообщения.

Лето 1944 года. Территория ОЖД в основном освобождена от противника. Снята блокада Ленинграда. Ушла в историю деятельность 48-й паровозной колонны особого резерва НКПС. Очищен от врага стратегический узел Мга. Уже несколько месяцев вновь курсировала «Красная стрела». Жизнь налаживалась. Но война продолжалась. Ещё гибли на полях сражений наши бойцы, многие работники железнодорожных предприятий были на фронте.

«Идя навстречу Дню железнодорожника, коллектив паровозного депо Ленинград-Финляндский план июля по промывке выполнил на 6 дней раньше срока, – читаем в рапорте начальника предприятия. – Локомотивными бригадами депо проведено 180 тяжеловесных поездов, в которых сверх нормы доставлено 53 000 тонн груза». Руководство Бологовской дистанции пути отчитывается, что годовой план среднего ремонта пути – 20 км – в течение июля выполнен полностью. «Кроме того, семь стрелок поставлено на щебень. В подарок Родине впервые на дороге своими силами смонтирован и установлен фрикционный кузнечный молот, заменивший работу шести кузнецов. Путевые обходчики в неурочное время заготовили 1853 шпалы». «Пассажирская служба, – узнаём из записки начальника службы, – силами проводников выпустила из оздоровительного ремонта 60 вагонов». В официальной докладной начальника дороги, представленной в НКПС, сведения обобщаются, и картина выглядит ещё более впечатляющей. «День железнодорожника на ОЖД отмечен массовым выходом на воскресник 40 тысяч человек. Они ремонтировали паровозы, вагоны, устройства экипировок, связи и СЦБ, ремонтировали пути, очищали и пололи траву на путях, заготавливали строительный материал из местных ресурсов, разбирали завалы и долговременные огневые точки, ремонтировали служебные помещения и жилые дома. Одни только путейцы заготовили 10 тыс. шпал, выгрузили 3530 кубометров балласта, выпололи траву на площади 70 тыс. кв. м, собрали 129 тонн металлолома. Работники Лужского узла участвовали в строительстве электрификации. Они расчистили площадь в 450 кв. м и заготовили 28 тыс. штук кирпича. Железнодорожники Маловишерского узла произвели подъёмку и перешивку 1100 погонных метров пути и уложили два стрелочных перевода. Участник воскресника слесарь ПЧ-24 т. Кулаков возглавил бригаду по среднему ремонту пути и обеспечил выполнение двух норм. Бригада котельщиков т. Войтова из депо Ленинград-сортировочный-Московский, желая преподнести ко Дню железнодорожника производственный подарок, работала до 4 часов утра. А в 8 утра вышла на воскресник. Начальник станции Мстинский Мост т. Рычков организовал своими силами погрузку десяти платформ брёвен для Ленинграда…»

Интересен факт: докладную, отправленную в Москву в начале августа 1944 года, подписали не только начальник ОЖД и председатель Дорпрофсожа В. Степанов, но и редактор дорожной газеты Д. Щербаков. Видимо потому, что газета выходила всю войну и была полноправным участником жизни дороги.

Многое можно узнать, и листая «Гудок». Каждый месяц на сети дорог СССР (в 1944 году их было 53) подводились итоги. В списке победителей в номере от 21 июля 1944 года – Ховринское вагонное депо ОЖД, Ленинград-Финляндское отделение движения ОЖД, Волховстроевское отделение движения Северной ж.д. (в состав Октябрьской не входили Кировская, Калининская и часть Северной дороги). Подчёркивалось огромное значение отрасли в экономике и в борьбе с врагом. В номере от 25 июля – об открытии в Москве кинофестиваля в честь профессионального праздника. И в суровое военное время кинематографисты создавали замечательные фильмы! В ЦДКЖ состоялся вечер встречи железнодорожников со знаменитыми актерами, после чего показали фильмы 1944 года «Я – черноморец» и «Свадьба». 28 июля газета «Сталинец» (будущая «Октябрьская магистраль») рассказала о смотрах самодеятельности на ОЖД. Отобранные из тысячи участников будут выступать на общедорожном смотре в клубе имени Карла Маркса (ныне здесь – ОЦНТИБ).

Праздничный номер 30 июля 1944 года. Со всех дорог СССР рассказывают, как отмечается праздник. На фотографии из Ленинграда на фоне Адмиралтейства – передовики ОЖД: начальник поезда М. Кардаш, начальник станции М. Ганин, главный кондуктор В. Гусев, дежурная по залу М. Фёдорова, поездной вагонный мастер В. Березин. «Железнодорожники Ленинградского узла выйдут сегодня на массовый воскресник – восстанавливать предприятия и культурные учреждения узла, пострадавшие во время блокады от вражеского обстрела и бомбёжки. Вечером в Саду отдыха пройдёт общегородское собрание, посвящённое Дню железнодорожника. На стадионе имени Ленина состоятся соревнования спортивных обществ «Локомотив» и «Стрела». А в клубе имени Карла Маркса организуется утренник для детей. Вечером пройдёт бал для взрослых».

Татьяна Александрович, Наталья Александрова
Материал опубликован в газете «Октябрьская магистраль» 02.08.19

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ