Новости

Реклама

Как в России появился День железнодорожника

История | Пятница | 02.08.2019 | 11:45
 
История зарождения, традиции и вторая жизнь праздника
Как в России появился День железнодорожника
фото: архив Музея истории КрасЖД
В эти дни работники стальных магистралей страны отмечают свой профессиональный праздник. Интересно, что в России его первый раз отпраздновали ещё в XIX веке.

К концу позапрошлого столетия Россия уверенно вышла в мировые лидеры по росту железнодорожной сети. Историки транспорта подсчитали, что в это время ежегодно вводились в строй по тысяче с лишним вёрст новых дорог. Рельсовые линии выходили на Урал, в Среднюю Азию и Кавказ, а самая дальняя ветвь – Транссиб – протянулась к Тихому океану на рекордных десять тысяч километров.

Неудивительно, что тогдашнему министру путей сообщения Михаилу Хилкову пришла в голову мысль учредить и специальный железнодорожный праздник. Дату для него выбрали поначалу вполне логичную. А именно – годовщину поездки первого русского поезда: 30 октября 1837 года. Проблема заключалась в том, что в это время в России уже стоит глухая промозглая осень, а в Сибири и вовсе зима. Словом, не самое подходящее время для народных гуляний.

Покопавшись в архивах, авторы проекта назначили празднику другую дату: день рождения императора Николая I. С тем объяснением, что именно при нём построили первую железную дорогу. Император родился в разгар лета, 25 июня (6 июля по новому стилю), и против этой даты уже никто не возражал.

Летом 1896 года отечественные газеты сообщили, что Государь повелеть изволил следующее: «Установить ежегодное празднование годовщины рождения Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России».

Стоит отметить, что это был первый железнодорожный праздник не только в России, но и во всей Европе.

В царской России этот день во всех железнодорожных учреждениях считался выходным. Поезда-то ходили по расписанию, а вот буфеты, кассы и багажные конторы были недоступны. На крупных станциях и вокзалах устраивали благодарственные молебны.

По вечерам на крупных станциях организовывали гуляния. В столице, Санкт-Петербурге, традиционным местом праздника была набережная Фонтанки напротив здания Министерства путей сообщения. А на Павловском вокзале Царскосельской дороги организовывался тор-жественный ужин «с живою музыкою».

На рубеже веков празднование Дня железнодорожников пришло и в Сибирь, на только что построенные станции Транссиба. На Сибирской железной дороге этот день впервые массово отметили в 1899 году, ровно 120 лет назад. Около станции Тайга, например, в этот день открылась первая на Транссибе частная платформа, построенная на средства некоего дьякона Владимирова. В Читу в День железнодорожника прибыл с комиссией сам министр Хилков и даже издал указ о создании в местном училище железнодорожного отделения. А вот в Иркутске в этот день произошло землетрясение силою в 5,5 балла.

В дальнейшем на Транссибе регулярно устраивали специальные мероприятия, посвящённые Дню железнодорожника. Например, в начале ХХ века, как пишет газета «Сибирская жизнь», для работников дороги с семьями устраивали «праздничную поездку» в специальном поезде на целый день. Она была платной – по 50 копеек с человека. Газета писала, что «деньги эти пойдут на наём оркестра, на бутерброды, чай и лакомства для детей, а остальная сумма, если она окажется, пойдёт на расходы по открытию предполагаемого железнодорожного клуба».

Традиция отмечать День железнодорожника в России продолжалась до самой революции. В 1918-м праздник отменили. День рождения императора (хоть и замаскированный) новой власти был, конечно, чужд.

Возрождение произошло спустя почти двадцать лет. Как это принято было в СССР, по просьбам трудящихся. На совещании работников железнодорожного транспорта в Москве в июле 1935 года труженики выдвинули предложение «о Дне железнодорожника как о дне максимальных трудовых усилий во славу Родины». Предложение посчитали уместным. Датой нового праздника назначили 30 июля, поскольку в этот день делегацию железнодорожников принимал в Кремле товарищ Сталин. А называться праздник стал, соответственно, Всесоюзным Сталинским днём железнодорожников.

Уже 29 июля 1936 года вышел экстренный выпуск газеты «Гудок», который начинался с постановления правительства СССР «О праздновании Дня железнодорожного транспорта Советского Союза». День этот был объявлен всенародным праздником, мероприятия по случаю которого были в кратчайшие сроки организованы по всей стране.

Так День железнодорожника получил вторую жизнь. Через несколько лет имя Сталина убрали из названия праздника. С тех пор День железнодорожника отмечается в первый выходной августа.

От всесоюзной традиции не отставала и Красноярская магистраль. С момента её образования в 1936 году День железнодорожника широко отмечали на всех станциях. К самому первому празднику в Красноярске, например, приурочили открытие Детской железной дороги. В соответствии с веяниями времени, упор делался на активное времяпровождение. Из прессы той поры мы знаем, что на станции Глядень профессиональный праздник работники отметили генеральной уборкой. А ужурские железнодорожники отправились в Минусинск, где сыграли товарищеский футбольный матч с местным «Динамо».

Новый импульс празднование Дня железнодорожника обрело после «второго рождения» дороги, когда она была выделена из состава Восточно-Сибирской магистрали в 1979 году.

Летопись той поры вела газета «Красноярский железнодорожник». Из архива публикаций мы знаем, как проходил этот день 40 лет назад.

Традиционным местом празднования была тогда Николаевская сопка. На тот момент это дальняя окраина города – кампус Сибирского федерального университета и Академия биатлона появятся здесь много позднее. На Сопке в этот день выступали коллективы художественной самодеятельности ДК железнодорожников и артисты ЭВРЗ, было налажено вещание радиогазеты, а старт мероприятию задавало приветствие пионеров.

Для гостей праздника была подготовлена обширная спортивная программа: от блиц-турнира по шахматам до эстафеты и перетягивания каната, а также литературная викторина. Концертные бригады из Красноярска выступали и на пригородных станциях – в Зеледеево, Сорокино, Минино и Таёжном. Помимо выступлений артистов, такие выездные концерты включали встречи с передовиками производства. Фирменным элементом программы был так называемый устный журнал. Назывался он «СССР – великая железнодорожная держава» и содержал последние сведения об успехах отечественных стальных магистралей.

Артем Яковлев
Материал опубликован в газете «Красноярский железнодорожник» 02.08.19

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ