Новости

Реклама

Адмирал с железной хваткой

История | Понедельник | 29.07.2019 | 14:38
 
В этом году исполняется 200 лет со дня рождения бывшего министра путей сообщения Константина Посьета
Адмирал с железной хваткой
фото: Фото из архива музея Волго-Камского региона
Редакция газеты «Куйбышевский железнодорожник» продолжает рассказ об истории Куйбышевской магистрали. Сегодня вы узнаете о человеке, благодаря которому образовалась Куйбышевская железная дорога.

Человек и министр

Константин Николаевич Посьет, родившийся в 1819 году, стал четвёртым министром путей сообщения после П.П. Мельникова, В.А. Бобринского и А.П. Бобринского. На высокий пост его назначил в июле 1874 года император Александр II. Потомок древнего французского рода, переселившегося в Россию при Петре I, Посьет занимал эту должность 14 лет и стал вторым «долгожителем» среди 42 министров, возглавлявших МПС России. Больше него – 29 лет – руководил железнодорожным ведомством только Борис Бещев.

До своего назначения Константин Посьет имел множество регалий: слыл крупнейшим специалистом по морскому делу, строительству портов, вооружению военных судов. Он был генерал-адъютантом, адмиралом, членом Государственного Совета. Его заслуги перед Отечеством отмечены не только большим количеством высших российских наград, но и орденами Греции, Дании, Турции, Бразилии и других государств.

Константин Николаевич был человеком высочайшей культуры, разносторонне образованным, интересы которого никогда не ограничивались узким кругом служебных обязанностей. Он многое знал, часто путешествовал, в том числе в 1858–1871 годах совершил длительное плавание по Атлантическому и Тихому океанам, а также принял участие в кругосветном путешествии на фрегате «Паллада» вместе с крупнейшим писателем XIX века Иваном Гончаровым.

Новая веха в карьере

Когда встал вопрос о назначении Посьета главой министерства путей сообщения, которое в то время объединяло железнодорожный, шоссейный, морской и речной транспорт, тот попытался отказаться от предлагаемого поста и просил поручить ему более устраивавшую должность – директора Департамента шоссейных и водных путей сообщения в том же министерстве. Учитывая его общие глубокие познания, эрудицию и плодотворную деятельность на ранее занимаемых должностях, его просьбу отклонили, и в июле 1874 года Высочайшим императорским повелением Константин Посьет был назначен министром путей сообщения.

Как интеллигент, человек с железной хваткой и к тому же привыкший по-военному беспрекословно выполнять приказы, он со всей ответственностью принялся за выполнение возложенных на него новых обязанностей. Приложив усилия по развитию и совершенствованию морского дела, он настойчиво развивал и реализовывал идею о неразрывности связей водного и железнодорожного транспорта. Не будучи профессионалом в области железнодорожного дела, он активно участвовал в управлении строительством и эксплуатацией железных дорог, добивался высоких производственных результатов и завоевал на этом поприще заслуженное признание и всеобщее уважение.

Словом и делом

Сделать Константину Николаевичу в должности министра удалось немало. Именно в годы его руководства были резко увеличены темпы и объёмы строительства новых железных дорог. Если за 37 лет существования российских железных дорог до назначения Посьета министром было построено всего 16 тыс. км, то за 14 лет его деятельности введено в эксплуатацию ещё 13 тыс. км, то есть среднегодовой темп строительства был превышен более чем в два раза. При этом характерно не только общее увеличение работ, но и целевое развитие сети железных дорог, объединяющее в единое государственное целое необъятные просторы России: Украину, Белоруссию, Прибалтику, Кавказ, Среднюю Азию.

При Посьете развернулось строительство головного участка Сибирской магистрали – Самаро-Златоустовской железной дороги протяжённостью 900 вёрст. В музее Волго-Камского региона хранится копия доклада об открытии 12 октября (по старому стилю) 1874 года движения поездов по Моршанско-Сызранской железной дороге, написанного собственноручно Константином Посьетом императору Александру II. С этой даты начинает свой отсчёт Куйбышевская железная дорога. Протяжённость Моршанско-Сызранской железной дороги составляла 484 версты. На линии были задействованы 42 паровоза, 47 аппаратов Морзе, в эксплуатации находились 530 товарных, 52 пассажирских, 15 багажных вагонов. По дороге пропускались за сутки одна пара пассажирских и три пары товарных поездов весом до 120 тонн.

Посьет руководил подготовкой строительства Великого Сибирского пути, добился того, что не удалось его предшественнику – графу Алексею Бобринскому, – возобновления строительства железных дорог за счёт казны. Его заслугой можно назвать развитие отечественного локомотивостроения, поскольку он считал необходимым больше ориентироваться на выпуск подвижного состава в России, чем закупать его за границей. Для поощрения производства внутри страны министр распорядился выплачивать премии фабрикантам за каждый изготовленный на русских заводах пуд рельсов. В результате в России в конце XIX века было развито металлургическое производство для нужд железнодорожного транспорта с качеством готовой продукции, не уступавшей заграничным изделиям, но более дешёвой. Кстати, именно благодаря Посьету чугунные рельсы начали заменять более прочными – стальными, а в качестве топлива для паровозов стали использовать каменный уголь, чтобы сберечь леса от уничтожения.

Большое внимание Константин Николаевич уделял повышению роли и значения Института инженеров путей сообщения как основной базы подготовки собственных высококвалифицированных специалистов водного и железнодорожного транспорта. В годы его деятельности на посту министра количество железнодорожных училищ возросло с 9 до 30, причём содержались они за счёт специальных сборов с каждой железной дороги.

О добросовестности по отношению к своим обязанностям и трудолюбии этого удивительного человека говорит тот факт, что за 52 года государственной службы он всего 9 раз был в отпуске, затратив на личный отдых только 27 недель. Даже эта краткая характеристика деятельности Посьета делает понятным тот размах, с которым было отмечено 50-летие его службы в офицерских должностях. В юбилейном торжестве принял участие сам император, который, по воспоминаниям современников, «не только сердечно поздравил Константина Николаевича, но и пожаловал ему бриллиантовые знаки ордена Святого благоверного князя Александра Невского и выразил особую признательность, благосклонность и благодарность».

Наследие адмирала

Константин Николаевич Посьет умер в апреле 1899 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.

По его завещанию Музею антропологии и этнографии было передано большое количество экспонатов из разных стран мира, которые он посетил, а личная библиотека из 20 тыс. томов передана в Петербургский университет путей сообщения.

В память об этом крупнейшем специалисте железнодорожного и морского дела, государственном деятеле и благородном человеке его именем названы залив в районе Владивостока, посёлок на побережье этого города, а также железнодорожная станция Дальневосточной железной дороги.

Александр Савенков
Материал опубликован 26.07.19

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ