Новости

Реклама

Более века назад железные дороги помогли в освоении Сибири

История | Среда | 17.07.2019 | 17:00
 
В 1909 году вышел указ об участии железных дорог в доставке крестьян-переселенцев в Сибирь
Более века назад железные дороги помогли в освоении Сибири
фото: АРХИВ/ТАСС
110 лет назад министр путей сообщения Сергей Рухлов издал Указ об особом порядке участия железных дорог в программе переселения крестьян в Сибирь – важнейшей части столыпинской аграрной реформы. По связывавшим европейскую Россию и Сибирь железным дорогам были разосланы соответствующие циркуляры. Количество и качество перевозок вышло на новый уровень.

Одним из главных пунктов программы грандиозной крестьянской реформы Петра Аркадьевича Столыпина, начатой в 1906 году, стало переселение крестьян в Сибирь. Именно там, по мнению выдающегося государственного деятеля, крестьяне могли приобрести в личную собственность крупные участки казённой земли.

К этому времени история переселенческого движения в Сибирь насчитывала уже десятки лет. Это движение особенно усилилось в связи со строительством Великого Cибирского пути — Транссибирской магистрали (в 1891 году под председательством цесаревича Николая II был создан Комитет Сибирской железной дороги). Но в 1906 году этот фактор вызывал и определённые трудности: дело в том, что даже самые отдалённые ветки Транссиба не доходили до мест, отведённых для переселенцев, – добираться туда они должны были сами.

После принятия проекта аграрной реформы и издания её ключевого указа 9 ноября 1906 года состоялось совместное заседание правительства, Государственной думы и Государственного совета, на котором тогдашний министр путей сообщения Николай Константинович Шауфус высказал сомнения в возможности обеспечить программу переселения мощностями железных дорог. Это приведёт его к конфликту с председателем Совета министров Столыпиным, а в 1909 году и к отставке.

Пётр Столыпин вынужден был в приказном порядке «возложить почётную обязанность» содействовать в переселенческом движении на пути сообщения. Через месяц особое совещание МПС предложило премьер-министру два рабочих плана: «ограниченный» и «масштабный». Первый предполагал выполнение только самого «государственного заказа» на перевозку поселенцев, без привлечения всех сил железных дорог. Альтернативный вариант был рассчитан на разработку специализированных проектов в самом МПС, которые должны были помочь существенно увеличить темпы переселения и улучшить условия, в которых оно происходило. Пока «масштабный» план не был утверждён, решили начать воплощать «ограниченный». По нему до 1909 года и были переселены первые полмиллиона крестьян.

В январе 1909 года новым министром путей сообщения стал Сергей Васильевич Рухлов, являвший во многом полную противоположность своему предшественнику. В частности, он понимал участие железных дорог в переселенческом движении не как техническую задачу, а считал это делом государственной важности. Для реализации «масштабного» плана был образован специальный комитет «по организации движения переселения» под председательством инженера-путейца, шведа по происхождению, Карла Реншёльда.

В чём же были детали нового железнодорожного проекта? Прежде всего было предложено усовершенствовать модель вагонов, в которых ехали в Сибирь крестьяне-переселенцы. По словам Сергея Юльевича Витте, одного из архитекторов российских железных дорог (был министром путей сообщения с 15 февраля по 30 августа 1892 года), «во главу угла была поставлена оригинальная идея о том, что в каждом вагоне будут не только все удобства, но и отсеки равно пассажирские и грузовые... Делалось же это для того, чтобы поселенцы могли начать обустраиваться сразу по прибытии».

Поезда в целом воспроизводили ту же схему: в каждом составе были вагоны для скота, инвентаря, продуктов, муки и семян. Но после предварительных подсчётов стало ясно, что «смешанные» составы – с пассажирскими и грузовыми вагонами – ходят медленнее.

Реншёльд учёл этот фактор и для ускорения движения предложил поезда с меньшим количеством вагонов. Также перед крупными станциями в спешном порядке прокладывались развязки, облегчавшие движение по магистралям.

«Масштабный» план Реншёльда произвёл впечатление на Рухлова, и тот познакомил с ним самого Столыпина, давшего комитету «по организации движения переселения» статус особого совещания.

Инженеры-железнодорожники не ограничивались выполнением правительственного указа о перевозке поселенцев в Сибирь, но и старались по мере сил и возможностей сделать её проще и удобнее.

Служащие железных дорог предложили проложить одноколейные пути по обе стороны от Транссиба, чтобы облегчить транспортное сообщение на местах. Свыше 10 тыс. инженеров, техников и других специалистов вызвались добровольно помочь в прокладке новых путей.

Между тем Реншёльд подготовил продолжение своего проекта. По его плану, места нового поселения в Сибири должны были со временем стать важными транзитными узлами, дублирующими (а следовательно, и разгружающими) Транссиб. Всего планировалось сооружение 10 узловых станций и 90 обычных.

В связи с притоком колонистов, которых принимала Сибирь, было спроектировано и увеличение вокзалов. В том числе почти полностью был перестроен вокзал в Челябинске, частично – в Новониколаевске (Новосибирске).

Министерство путей сообщения выделило людей для охраны переселенцев на всём протяжении следования по железным дорогам. Кроме того, около тысячи инженеров-железнодорожников вызвались помочь при проектировании новых мест поселения для колонистов.

Принятый «масштабный» вариант программы участия в переселении сказался благотворно и на самих железных дорогах. Всего за полгода в общей сложности было отремонтировано и уложено около 20 тыс. км железнодорожного полотна.

Через каждые 100 км пути были организованы специальные остановочные пункты с бесплатными кухней, туалетом и медицинской частью.

Переселенцев в вагонах ждали даже передвижные библиотеки, где можно было найти Библию, сочинения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого и пособия, научные издания по агротехнике и земледелию.

Нельзя не упомянуть и о том, что множество железнодорожников – от станционных служащих и до ведущих инженеров – помогали переселенцам сами. Фактически это была благотворительность: только за июль 1909 года колонистам было передано более 20 тыс. посылок от семей железнодорожников.

Через год, в 1910 году, железные дороги во многом начали играть главную роль в переселенческом движении и новой колонизации Сибири. По грандиозным планам МПС, одобренным Столыпиным и ждавшим утверждения императором Николаем II, новые железнодорожные пути следовало прокладывать рядом с местами будущих поселений, а по мере их роста надлежало развивать и соответствующие транспортные узлы.

Участие российских железнодорожников в столыпинской реформе было рассчитано в общей сложности на пятнадцать лет, причём уже после первых десяти вполне могло начать окупаться и даже приносить прибыль.

Эти проекты приостановило убийство Петра Аркадьевича Столыпина 5 сентября 1911 года, а начавшаяся вскоре Первая мировая война сделала их нереализуемыми.
Владимир Максаков

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений
Еще по теме

И винтовкой, и кувалдой
История
Пятница | 06.12.2019 | 14:55
Кудесник пера и нагана
История
Четверг | 21.11.2019 | 14:09

Cегодня в СМИ