Новости

Реклама

Сила Силова

Юбилеи | Понедельник | 22.07.2019 | 12:07
 
Почётный железнодорожник, много лет отдавший Октябрьской дороге, отметил своё девяностолетие
Сила Силова
фото: Иван Куртов
Дома на рабочем столе – современный компьютер. За ним Юрий Степанович Силов работает, общается с бывшими коллегами, а иногда и выискивает интересные кулинарные рецепты. В свои 90 лет – идёт в ногу со временем. Стаж на Октябрьской дороге – более 40 лет, в ветеранской работе – больше 30. Опытный железнодорожник, в своё время он возглавлял и отдел кадров управления ОЖД, и дорожный Совет ветеранов.

В его рассказе о жизни – отражение истории всей страны. Великую Отечественную встретил 12-летним мальчишкой в родном Подмосковье.

– Помню, как объявили о начале войны. Был воскресный день, сидели семьёй за столом, когда по радио услышали о вероломном нападении немцев… С того момента жизнь изменилась.

Дети работали на уборке картофеля, на заготовке дров для школьной котельной. Иногда дойти до школы не хватало сил – несколько раз падал в голодные обмороки. Вой вражеских самолётов, каждый день бомбёжки – прятались в самодельном выкопанном во дворе бомбоубежище. Отец целыми сутками трудился на пороховом заводе. А когда фашисты подошли к столице, завод и работников с семьями эвакуировали за Урал. 17 эшелонов, и в одном из них – Юра с мамой и двухлетней сестрёнкой. До Свердловской области добирались в грузовых вагонах месяц. В школу в соседней деревне ходить было не в чем, и учебный год пришлось пропустить. А когда немцев погнали, мальчик с родными также целый месяц возвращался в эшелоне обратно.

Почему поступил в МИИТ? Отец школьного друга, машинист, много интересного рассказывал о работе – и сразу четверо мальчишек и одна девчонка из их класса выбрали железнодорожный вуз. Вот что значит хороший пример в начале жизненного пути! А после института вместе с супругой, с которой дружили ещё со школьной скамьи, были распределены в Мурманскую область: здесь огромное поле деятельности и для молодого железнодорожника, и для выпускницы института рыбного хозяйства.

Почти два десятка лет в Заполярье… Тогда, в пятидесятых годах, регион активно развивался. Вводились новые участки, требовалось много специалистов. Юрий Силов начинал здесь экономистом Мурманского локомотивного депо тогда ещё Кировской железной дороги. А затем его пригласили на комсомольскую и партийную работу.

– Обидно слышать, когда ругают те времена, партию, комсомол, – говорит Юрий Степанович. – Велось настоящее патриотическое воспитание молодёжи, за которым стояли большие конкретные дела! В глухую тундру, где обнаружили медно-никелевое месторождение, комсомольцы со всего Советского Союза приехали строить новый город – Заполярный. Позже там появились детские сады, школы, поликлиники. А тогда жили в палатках, которые зимой отапливались буржуйками. Занимались бытовым обустройством молодёжи, вовлекали в общественную и спортивную работу. Чувствовать причастность к строительству северного города отрадно.

Участвовал он и в организации создания одного из первых монументов Мурманска – памятника Герою Советского Союза Анатолию Бредову, подорвавшему себя и фашистов последней гранатой.

– В обкоме партии родилась идея увековечить его память. Бросили клич среди комсомольцев, собрали средства – и установили трёхметровую скульптуру, к которой и сегодня горожане несут цветы.

Было и озеленение главных улиц и площадей Мурманска, тогда ещё пустынных, – комсомольцы высадили целые аллеи. Вспоминается и подготовка к грандиозному VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в 1957 году: за активное участие Юрия Силова наградили медалью.

Он возглавлял отдел кадров Мурманского отделения ОЖД, а затем и всей дороги. Огромный опыт дала работа с выдающимися железнодорожниками – Симоном Абрамовичем Славиным, Геннадием Матвеевичем Фадеевым и многими другими.

А с Анатолием Александровичем Зайцевым они сегодня состоят в петербургском Кольском землячестве.

Юрий Степанович рассказывает, как разрабатывали систему подготовки кадрового резерва и план развития специалистов, как укрепляли связи с ЛИИЖТом и отбирали сильнейших старшекурсников для работы на предприятиях. Помогали им адаптироваться на дороге, за каждым новичком закрепляя опытного работника.

– Главное для кадровика – по-доброму и справедливо относиться к людям, видеть в сотруднике не только недостатки, но и поощрять достоинства, внимательно относиться к нуждам каждого, – говорит Юрий Степанович. – А когда специалист растёт, идёт по ступеням вверх и может больше полезного сделать для железной дороги – это настоя-щая радость.

Много лет он возглавлял дорожный Совет ветеранов войны и труда. Тогда при поддержке профсоюза удалось добиться, чтобы раздел о работе с ветеранами включили в Коллективный договор. Был определён размер постоянной материальной помощи и другие льготы для бывших железнодорожников. И если до этого работа с ветеранами на предприятиях была разрозненной, с тех пор она стала системной.

– И сегодня мы – в плотном тандеме с председателем дорожного совета ветеранов Павлом Фёдоровичем Марковым, – говорит Юрий Степанович. – Многое делается для передачи лучших профессиональных традиций молодому поколению. Любовь к железной дороге, особенно у тех, кто пришёл сюда смолоду, – навсегда: ветераны и на пенсии считают себя железнодорожниками.

Это можно сказать и о нём, всегда готовом поделиться жизненным опытом и мудростью. А главное богатство и мощный источник силы – это, конечно, дети, внуки и правнуки.

Многая лета, Юрий Степанович!

Наталья Александрова
Материал опубликован в газете «Октябрьская магистраль» 19.07.19

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ