Новости

Реклама

Нужны ли на дороге флекситанки? Аргументы «Против»

Грузовые перевозки | Вторник | 19.11.2019 | 07:30
 
Владимир Прокофьев, президент Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта (АСКОП)
Нужны ли на дороге флекситанки? Аргументы «Против»
фото: Depositphotos/Legion-Media
Флекситанк уступает танк-контейнерам и цистернам из-за сравнительно небольшой номенклатуры грузов, доступной для перевозки.

Флекситанк является одноразовой тарой, позволяющей перевозить отдельные виды наливных грузов без использования танков-контейнеров или цистерн. В России я не вижу особенно больших перспектив развития этой технологии и больше склоняюсь к тому, что применение флекситанков возможно лишь в ограниченном формате – при перевозке сельскохозяйственной продовольственной продукции, возможно, особо дефицитной нефтехимической продукции, которая не является опасным грузом. Целесообразно применять их при перевозке маленьких партий каких-нибудь эксклюзивных продуктов, например, какого-то очень дорогого масла.

Если сравнивать использование флекситанка с арендой того же танк-контейнера, то да, это выгодно. Например, если контейнерный поезд во флекситанках везёт из Москвы в Китай растительное масло, в Китае разгружается, флекситанк утилизируется, и обратно, чтобы не ехать в порожнем состоянии, поезд везёт в Москву в контейнерах какой-либо груз. Такая схема имеет право на жизнь, особенно учитывая, что сейчас мы начали поставлять в Китай достаточно много сельскохозяйственных продуктов. К тому же часто бывает так, что из Китая мы гоним груз, а в Китай нам везти нечего. Поэтому такая схема может быть рабочей.

Однако если говорить не об аренде, а непосредственно о покупке, то стоимость одного флекситанка в среднем составляет 150–170 тыс. руб, тогда как стоимость танк-контейнера Т4 – 703 тыс. руб. Но танк-контейнер можно использовать десятилетиями, а не одноразово. То есть получается, что стоимость пяти одноразовых флекситанков примерно равна стоимости одного танк-контейнера, который прослужит много лет. Вещи совершенно несопоставимые. Следовательно, с экономической точки зрения технология использования флекситанков невыгодна.

Другой момент – необходимость создания целой системы приспособлений для размещения флекситанка в контейнер, специальных устройств для заливки жидкого груза в него и, соответственно, слива. Это тоже затраты. То, что флекситанк можно просто утилизировать, а танк-контейнер придётся тщательно очищать, – это, безусловно, плюс, однако тут тоже возникает вопрос: сколько будут стоить утилизация и переработка этого флекситанка? Снова расходы, и непонятно, что в итоге будет стоить дороже – утилизация или очистка.

Последнее и самое главное: мы могли бы говорить о массовом внедрении флекситанков в том случае, если бы у нас была нехватка цистерн и танк-контейнеров. Однако на сегодняшний день ситуация такова, что на железнодорожной сети у нас наблюдается небольшой профицит цистерн, а рынок танк-контейнеров активно пополняется, притом что сегодня на сети их примерно 20 тыс. единиц.

Так, флекситанки предназначены для транспортировки неопасных грузов, но у нас нет дефицита цистерн и танк-контейнеров. В теории, если усовершенствовать флекситанки так, чтобы они были невосприимчивы к агрессивной среде, можно было бы допустить большую востребованность. Допустим, если бы они могли перевозить кислоту, с перевозкой которой у нас сейчас наблюдаются проблемы.

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ