Новости

Реклама

Будущее Восточного полигона скорректируют с учётом развития угольной промышленности

Грузовые перевозки | Воскресенье | 25.08.2019 | 19:24
 
Представители отрасли просят ускорить модернизацию БАМа и Транссиба
Будущее Восточного полигона скорректируют с учётом развития угольной промышленности
фото: Архив ИД «Гудок»
В минувший четверг президент РФ Владимир Путин провёл встречу с главами угледобывающих регионов России. Участники совещания обсудили вопросы роста добычи и экспорта угля, развития инфраструктуры для его перевозки, а также социальной защиты работников отрасли. По итогам встречи глава государства утвердил перечень поручений правительству направленных на решение этих вопросов.

Встреча прошла в Кремле в преддверии Дня шахтёра, который отмечается в последнее воскресенье августа. В совещании, в частности, приняли участие руководители экономического блока правительства, профильных министерств, губернаторы регионов, а также генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров.

Президент признал, что в угледобывающей отрасли хватает проблем. «Рост угледобычи должен идти в ногу с активным внедрением современных технологий, увеличением инвестиций, созданием надёжных систем безопасности, реализацией программ в сфере социальной поддержки работников предприятий и жителей регионов в целом. И, конечно, необходимо уделять особое внимание вопросам экологии. Гнаться за миллионами тонн добычи в ущерб природе опасно, а значит, недопустимо», – подчеркнул он.

По итогам встречи с руководителями угледобывающих регионов Владимир Путин утвердил перечень поручений. В частности, он поручил премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву и директору ФСБ России Александру Бортникову синхронизировать планы развития международных пунктов пропуска, автомобильных и железнодорожных подъездов к ним с планами экспорта угля. Напомним, что в планах правительства на 2019 год обозначены развитие пограничных переходов Каникурган и Нижнеленинское и ввод в эксплуатацию пограничных мостовых переходов через реку Амур в районе городов Благовещенск – Хэйхэ и Нижнеленинское – Тунцян. Также глава государства поручил обеспечить досрочное пенсионное обеспечение работников угольной промышленности, в том числе машинистов электровозов и машинистов, работающих на монорельсе.

В ходе совещания министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что новая стратегия Минэнерго по развитию угольной отрасли до 2035 года предусматривает рост добычи с 440 до 550 млн тонн в год, а по оптимистичному сценарию – до 670 млн тонн.

Он также добавил, что Минэнерго совместно с ОАО «РЖД» скорректируют прогноз роста пропускных способностей БАМа и Транссиба после 2025 года с учётом развития угольной отрасли РФ до 2035 года.

«Поскольку сейчас программа (развития транспортной инфраструктуры Восточного полигона. – Ред.) предусмотрена на период до 2025 года, она предусматривает увеличение объёмов перевозок угля до 195 млн тонн на восточном направлении. Но мы считаем, что есть необходимость синхронизировать развитие Восточного полигона за рамками 2025 года. Мы это обсуждали, и с Олегом Валентиновичем (Белозёровым. – Ред.) такую работу будем проводить совместно, с учётом конъюнктуры мирового рынка и потенциала отрасли», – отметил он.

Согласно Долгосрочной программе ОАО «РЖД» до 2025 года, модернизация железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба позволит увеличить пропускную способность этих участков до 180 млн тонн к 2024 году, в том числе обеспечит к 2020 году вывоз каменного угля и различных руд с основных действующих и перспективных месторождений полигона в объёме от 113,2 до 124,9 млн тонн (прирост к уровню 2012 года составит от 55,5 до 66,8 млн тонн).

Губернатор Кемеровской области Сергей Цвилёв отметил, что угольная отрасль сегодня обеспечивает 45% всего грузооборота РЖД. «Кузбасс – это 60% добычи всего угля, 75% экспорта, 85% всех рельсов для РЖД. Мы напрямую зависим от РЖД. Мы с Олегом Валентиновичем (Белозёровым. – Ред.) как два близнеца-брата, успех одного зависит от успеха другого», – сказал он.

Как ранее сообщал «Гудок», за январь – июль 2019 года общая погрузка угля в адрес Дальневосточной железной дороги составила 86,2 млн тонн (+2,6% к аналогичному периоду 2018 года).

«Благодаря принятым руководством компании тарифным решениям, а также диалогу с угледобывающими компаниями мы обеспечиваем рост по всем направлениям. В июле мы добились рекордных по объёму показателей отправок угля в направлении Дальнего Востока, несмотря на ремонты и дефицит пропускных способностей. При этом рост погрузки каменного угля с начала года в этом направлении составил 4,8% (60,4 млн тонн), в июле – до 9,7% (8,7 млн тонн). Доля каменного угля в структуре погрузки в адрес ДВЖД превысила 70%», – отметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило.

Как говорил в своём интервью «Гудку» в начале июля начальник ДВЖД Николай Малыгин, с каждым годом инвестпрограмма на дороге увеличивается.

«На 2019 год запланирован рекордный объём вложений – в размере 76 млрд руб., в том числе по проекту развития Восточного полигона предстоит освоить 23 млрд руб. В целом же на развитие инфраструктурного комплекса Дальневосточной железной дороги в 2019–2020 годах планируется выделить 197,1 млрд руб.», – пояснил он.

По мнению Александра Новака, ещё одним актуальным вопросом для стабильной работы отрасли после 2025 года являются долгосрочные железнодорожные тарифы. «Для отрасли очень важно, чтобы были стабильные и понятные условия работы на длительный период, перспективный. Сегодня уже принято Правительством РФ решение о долгосрочных тарифах на период до 2025 года и в целом как принцип реализации взаимоотношений между РЖД и угольной отраслью. Конкретные параметры за рамками 2025 года нам нужно будет обсудить и принять решение, какие долгосрочные тарифы будут уже за рамками 2025 года», – заметил он.

Сергей Цивилёв предложил индексировать грузовой тариф ОАО «Российские железные дороги» по формуле «инфляция минус 0,1 процентного пункта».

«Нужен долгосрочный понятный тариф на перевозку по железной дороге, чтобы правила не менялись. Мы бы очень все хотели тариф по схеме «инфляция минус», не различные какие‑то дополнительные изменения, а общий подход. Этот общий долгосрочный тариф даст возможность угольщикам развивать угольную отрасль», – пояснил он. Напомним, что 16 июля 2019 года в городе Кемерово прошло совещание генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозёрова и Сергея Цивилёва, на котором вопрос тарифов не обсуждался.

Александр Новак добавил, что присутствие российских угольных компаний на международном рынке растёт.

«За десять лет доля выросла с 9 до 14% в мировой торговле углем. Наши угольные компании сегодня осваивают рынки Азиатско‑Тихоокеанского региона, который является наиболее перспективным», – сказал он.

Отметим, что, по прогнозам Международного энергетического агентства, мировой спрос на уголь останется стабильным в течение ближайших пяти лет. Пока в одних регионах Европы и США потребность в угле падает, в других – в Индии и Юго-Восточной Азии – растёт. Потребность Индии в угле будет расти на 4% в год и к 2023 году увеличится на 150 млн тонн. Самыми быстрыми темпами спрос на уголь будет расти в Юго-Восточной Азии за счёт строительства новых угольных электростанций на Филиппинах и во Вьетнаме. Ожидается, что рост в регионе составит 5,7%. 

По словам генерального директора Института конъюнктуры угля Александра Ковальчука, спрос на качественный российский уголь стабильно высокий. 

«Мы вышли на третье место по экспорту угля и находимся примерно на пятом – по его добыче. Её объёмы активно росли и раньше, но в этом году ожидается особенно серьёзное увеличение – чуть ли не до 430 млн тонн при добытых в 2017-м 410 млн. У Китая объём энергопотребления самый большой мире, 40% от общемирового. Уголь для них – основной энергоресурс.
 
Несмотря на жёсткие меры по защите экологии, в КНР используют около 3,5 млрд тонн угля в год. Япония стабильно покупает у нас около 10–12 млн тонн качественного энергетического угля и отдельно – коксующийся. У них современная, высокоэффективная электроэнергетика с КПД 40–42%, которая заинтересована в угле от 6 тыс. килокалорий и выше. Часть такого сырья (около трети) они закупают в России, Австралии», – отметил он.

По словам директора по оказанию консультационных услуг компаниям энергетической отрасли PricewaterhouseCoopers в России Дмитрия Стапрана, в долгосрочной перспективе развитие возобновляемой энергетики приведёт к изменению энергобаланса, но с 2023 года потребление угля стабилизируется.

На брифинге в конце июля начальник Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Павел Иванов отмечал, что холдинг имеет возможность в любой момент изъять из технологического резерва любое количество тягового подвижного состава и ввести его в работу в зависимости от потребности.
Ксения Ермакова

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ