Новости

1 д
2 д

Реклама

Портам прибавилось работы: экспорт нефтепродуктов через терминалы на Черном море вырос на 23%

Грузовые перевозки | Вторник | 19.03.2019 | 23:15
 
Благодаря гибкой тарифной политике погрузка нефтяных грузов железнодорожным транспортом продолжит умеренно расти

Портам прибавилось работы: экспорт нефтепродуктов через терминалы на Черном море вырос на 23%
фото: Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО "РЖД"
Перевозки нефтепродуктов в 2019 году переориентировались из Казахстана на порты Азово-Черноморского бассейна, так как в соседней республике сложился профицит продукции собственного производства. За первых два месяца объём перевозки этой номенклатуры грузов на Северо-Кавказской железной дороге вырос на 23% и составил почти 6 тыс. тонн.

По данным Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» (ЦФТО), объём экспорта отечественных нефтепродуктов в Республику Казахстан железнодорожным транспортом по итогам января – февраля 2019 года сократился на 64,0% (минус 237,5 тыс. тонн). При этом наибольшее снижение отмечено в поставках бензина: минус 145,7 тыс. тонн, или минус 89,5%. 

«Такая негативная динамика обусловлена введением ряда ограничительных мер со стороны казахстанских властей на импорт бензина из России после проведённой в 2018 году модернизации Павлодарского и Атырауского нефтеперерабатывающих заводов и возникшего вследствие этого профицита продукции собственного производства», – пояснила начальник Управления маркетинга ЦФТО Лариса Ломашкевич. Напомним, в начале декабря 2018 года правительство республики  внесло поправки в постановление об утверждении ставок акцизов на бензин, после чего ставки акцизов на импорт увеличились в 2,3 раза. На тонну импортного бензина ставка составила 10,5 тыс. тенге (1,811 руб.), а раньше она не превышала 4,5 тыс. тенге (776,18 руб.). Следом, уже в феврале 2019 года, вступил в действие приказ «О некоторых вопросах поставок нефтепродуктов в Казахстан из РФ», предусматривающий трёхмесячный запрет на ввоз бензина в Казахстан из России железнодорожным транспортом. 

По словам министра энергетики Казахстана Каната Бозумбаева, по итогам 2018 года в республике добыто 90,3 млн тонн нефти, это на 4,7% больше по сравнению с 2017 годом, когда было добыто 86,2 млн тонн нефти. Завершение модернизации НПЗ позволило республике более чем на 8% увеличить переработку нефти. «Изменилась глубина переработки, теперь в Казахстане профицит по высокооктановому бензину, перестали выпускать низкооктановый бензин, такой как 80-й. Также увеличился выпуск дизельного топлива, авиационного керосина и на 40–45% снизился объём мазута. То есть в прошлом году мы вышли на стопроцентное обеспечение внутреннего рынка бензином», – говорит Канат Бозумбаев.
 
По предварительным данным ЦФТО, потери в погрузке бензина в Казахстан за указанный период оцениваются в  минус 0,2 млн тонн к уровню 2018 года. «Однако стоит отметить, что указанные объёмы перевозок были переориентированы на внутренний рынок и на российские порты Юга, имеющие возможности по приёму нефтепродуктов в обозначенных объёмах. Перевозки в адрес портов Северо-Кавказской железной дороги увеличились на 1121,8 тыс. тонн, или на 23%», – уточнила Лариса Ломашкевич.
 
Как отметили в ЦФТО, основные объёмы ушли в морской порт Тамань, Новороссийский морской торговый порт, морской порт Туапсе, Ейский морской порт и порт Кавказ. Наибольший прирост перевалки с железной дороги произошёл по маслам и минеральным смазкам на 77,5%, их было перевезено 59,4 тыс. тонн. Также на 43,2%, или на 828 тыс. тонн, увеличились перевозки мазута, общий объём составил 2743,7 тыс. тонн, и СУГ – 1612,9 тыс. тонн (+9,2%). 

Как ранее сообщала начальник аналитического отдела ОВК Лейсана Коробейникова, ОАО «РЖД» планирует к 2025 году нарастить объёмы перевозок нефти и нефтепродуктов не менее чем на 7 млн тонн, в том числе за счёт предоставления скидок для повышения привлекательности перевозок. С 1 января 2019 года вступили в силу специальные тарифные условия на экспортные перевозки дизельного топлива и мазута в цистернах. Поэтому благодаря гибкой тарифной политике в среднесрочной перспективе погрузка нефтяных грузов железнодорожным транспортом продолжит умеренно расти. 

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, инициатива Казахстана не что иное, как попытка оградить от конкуренции Павлодарский нефтехимический завод, который находится рядом с границей с Россией, чтобы на внутреннем рынке покупался бензин собственного производства, а не вытеснялся российским сырьём. «Российским компаниям его очень выгодно возить в республику на беспошлинных условиях. Но временное ограничение не приведёт к существенным проблемам для внутреннего российского рынка. Он будет более наполнен, а от профицита понижаются цены, и государству будет проще их сдерживать. И для нефтяных компаний тоже, так как для экспорта вариантов довольно много. Нефтепродукты можно отправлять через Новороссийский порт, Усть-Лугу и Приморск. Куда бы их ни отправили, купят везде. Поэтому никакие протекционистские меры на рынок экспорта нефтяных грузов не повлияют», – прокомментировал «Гудку» Игорь Юшков. Он также отметил, что грузы можно отправить в Среднюю Азию или, что будет более выгодно, в страны дальнего зарубежья. То есть проблем со сбытом в этом сегменте нет. 
Елена Кудрявцева

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ