Новости

1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
5 ч

Реклама

У российских операторов спрос на специализированные платформы растёт быстрее, чем на универсальные
 

Грузовые перевозки | Понедельник | 11.03.2019 | 23:48
Ключевым техническим изменением на рынке платформ стал переход на проектирование вагонов, оснащённых тележками с осевой нагрузкой 25 тс
У российских операторов спрос на специализированные платформы растёт быстрее, чем на универсальные
фото: ОВК
Растущие объёмы транзита грузов в контейнерах, а также увеличение числа регулярных контейнерных маршрутов сделали платформы вторым по востребованности на рынке типом грузовых вагонов. При этом специализированные платформы пользуются более высоким спросом, чем универсальные, что и обусловило распределение операторских ставок внутри этого сегмента – стоимость суточной аренды «универсала» в полтора раза дешевле фитингового собрата. 

Как рассказал «Гудку» исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» (ОВС) Евгений Семёнов, в целом на платформы наблюдается достаточно высокий спрос, в абсолютных цифрах они вышли на второе место в структуре выпуска после полувагонов. В прошлом году суммарное производство платформ составило около 13 тыс. единиц (всего в России в 2018 году построено порядка 67 тыс. грузовых вагонов).

«Наибольшим спросом пользуются фитинговые платформы, которых было произведено 7,7 тыс. единиц в 2018 году, стабильно держится высокий спрос на лесовозные платформы – как и годом ранее, в прошлом году их выпустили более 4 тыс. единиц. Снизился спрос на универсальные модели, что соответствует общему тренду переключения фокуса спроса с универсальных вагонов на специализированные. В 2018 году их выпуск упал более чем вдвое и составил 600 единиц. Впервые за последние четыре года появился спрос на узкоспециализированные платформы – для перевозки листовой стали – 400 вагонов», – рассказал Евгений Семёнов.

По его словам, ключевым техническим изменением на рынке платформ – как, собственно, и в целом на рынке вагоностроения – стал переход на проектирование вагонов, оснащённых тележками с осевой нагрузкой 25 тс. В 2018 году выпуск таких платформ превысил 2 тыс. вагонов, удвоившись по отношению к 2017 году. В 2019 году доля платформ с тележками 25 тс уже превысила 20% в структуре выпуска заводов РФ.

«Наиболее эффективен рост грузоподъёмности платформ в сегменте перевозки леса – увеличение длины платформы до 60 футов позволило в полной мере использовать грузоподъёмность таких платформ даже для перевозки лёгких лесоматериалов. Также активно растёт выпуск современных фитинговых платформ – для 80-футовых моделей увеличение грузоподъёмности в полной мере востребовано рынком, но есть и 40-футовые модели, использование которых наиболее эффективно в рыночных нишах перевозки тяжёлых контейнеров, например танк-контейнеров», – отметил Евгений Семёнов.

В целом, по информации ОВС, рост цен на платформы в 2018 году по сравнению с 2017 годом соответствовал динамике цен вагоностроителей и на другие виды подвижного состава – около 30%. Рост цен был обусловлен главным образом увеличением цен на сталь и на отдельные виды комплектующих – прежде всего цельнокатаные колёса и литые детали тележки.

В ПАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» отказались прокомментировать производство вагонов-платформ.

Директор по маркетингу ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединённая вагонная компания» (ОВК) Нина Борисенко отметила высокую популярность на рынке платформ для перевозки леса и лесоматериалов – 40-футовая грузоподъёмностью 74 тонны и 60-футовая грузоподъёмностью 72,5 тонны.

«Сейчас мы наблюдаем высокий спрос в сегментах фитинговых платформ как 40-футовых для перевозки, в первую очередь танк-контейнеров, так и 80-футовых для перевозки сухогрузных контейнеров, а также рефрижераторных контейнеров. Высокий спрос отмечается в сегменте лесовозных платформ – большой популярностью пользуются 60-футовые платформы повышенной грузоподъёмности, спрос на которые за последний год резко возрос», – отметила Нина Борисенко.

При этом ОВК продолжает совершенствовать производимые вагоны.
«Отдельно стоит отметить платформы сочленённого типа, в том числе фитинговую платформу для перевозки трёх 20-футовых контейнеров, а также сменных кузовов с массой брутто не более 40 тонн. Это наша новинка, в её конструкции применен ряд ноу-хау, в том числе узел сочленения, который позволяет проходить кривые малого радиуса», – пояснила она «Гудку».

Заместитель генерального директора ПАО «ТрансКонтейнер» Павел Поляков считает, что в настоящий момент на российском рынке представлены платформы, отвечающие технологическим возможностям сети РЖД.

«В связи с развитием контейнерных перевозок в России целесообразно предусмотреть модернизацию отдельных узлов фитинговой платформы. В частности, фитингового узла – на препятствие опрокидывания контейнеров при неблагоприятных погодных условиях, а также грузовых тележек и автотормозов – в целях повышения эксплуатационной скорости. Кроме того, целесообразно рассмотреть развитие и производство не распространённых на колее 1520 мм конструкций сочленённых фитинговых платформ и платформ, для погрузки контейнеров в два яруса. Но для реализации новых идей и возможностей необходима модернизация железнодорожной инфраструктуры РФ», – резюмировал топ-менеджер «ТрансКонтейнера».

Что касается планов производства платформ различных типов, производители эти цифры предпочитают не разглашать. Ранее в ОВС прогнозировали по итогам 2019 года производство на российских предприятиях 60 тыс. грузовых вагонов всех типов.
По мнению генерального директора агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, 2019 год для платформ будет удачным, наиболее востребованными окажутся фитинговые платформы и лесовозы.

«Много универсальных платформ продолжат в 2019 году работу по итогам продления сроков эксплуатации, основные собственники – АО «Первая грузовая компания» и АО «Федеральная грузовая компания». Соответственно, таким подвижным составом рынок насыщен достаточно. Кроме того, текущие ставки на предоставление «универсалов» находятся в пределах 1,2–1,3 тыс. руб. в сутки за вагон, по сравнению с фитинговыми и лесовозными платформами (1,6–2,1 тыс. руб. и 1,7–1,8 тыс. в сутки за вагон соответственно) это достаточно скромный показатель, не думаю, что такая ставка позволит окупить новый подвижной состав, особенно с учётом высокой стоимости запчастей. Потенциально для таких платформ есть серьёзный заказ – Минобороны РФ необходим данный подвижной состав для перевозок военной техники, однако в этом случае силовикам предстоит с собственниками «универсалов» обсудить финансовый вопрос в первую очередь», – уверен эксперт.
Константин Мозговой

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ