Новости дня

Реклама

Павел Иванов: «Для получения конкурентных преимуществ компания должна обеспечить повышение скоростей по всем категориям отправок»

Первые лица | Понедельник | 10.02.2020 | 13:13
 
Улучшение эффективности перевозок и внедрение новых сервисов повышают клиентоориентированность компании
Интервью с Павлом Ивановым
фото: Евгений Гурко / ОАО «РЖД»
В этом году перед Центральной дирекцией управления движением стоит много непростых, но интересных задач. Это повышение маршрутных скоростей, сокращение сроков доставок контейнерных грузов. О том, как будут реализовываться эти задачи, «Гудку» рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центральной дирекции управления движением Павел Иванов.

– Павел Алексеевич, какие задачи стоят перед дирекцией в 2020 году и каковы основные направления их решения?

– Помимо традиционных объёмных и качественных показателей, согласно утверждённому Правительством РФ Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, необходимо обеспечить повышение маршрутных скоростей, а также сокращение сроков доставки контейнеров на различных направлениях сети. Для получения конкурентных преимуществ компания должна обеспечить повышение скоростей по всем категориям отправок, в том числе время следования транзитного контейнера в направлениях Запад – Восток необходимо сократить до восьми суток, Европа – Западный Китай – 2,2 суток. Скорость следования грузовой отправки впервые должна перешагнуть рубеж в 400 км/сут.
Объективным индикатором удовлетворённости наших партнёров являются не только операционные показатели компании, но и уровень сформированной оценки непосредственных потребителей транспортной услуги. Сейчас эту «обратную связь» мы получаем через вновь созданный единый информационный сервисный центр – систему «ФОКус» («Фирменное обслуживание клиентов: управляющая система»). Поступающая в реальном режиме времени на горячую линию информация об имеющихся сбоях в организации перевозочного процесса сегодня доступна причастным специалистам и руководителям региональных дирекций управления движением для принятия ими корректирующих действий по исправлению ситуации и минимизации количества нареканий по качеству оказанной услуги со стороны грузоотправителей и грузополучателей. Организация этой работы на системной основе позволит повысить клиентоориентированность компании.
В 2020 году будет продолжено внедрение на сети инициатив, связанных прежде всего с развитием технологии движения тяжеловесных и длинносоставных поездов, тиражированием опыта поездок на удлинённых плечах обслуживания, увеличением бюджета времени полезной работы локомотива, изменением подходов и приоритетов в организации местной работы.
Реализация мероприятий по совершенствованию модели технологического управления делает абсолютно очевидным то, что мы себе когда-то представляли в далёком будущем. Так, на Восточном полигоне сети (участок Хабаровск-2 – Ружино) тестируется уникальная технология интервального регулирования движением поездов, позволяющая посредством применения «виртуальной сцепки» в 1,5 раза сократить межпоездной интервал, тем самым увеличивая провозную способность направления в период производства ремонтных работ на 10–12%.
В ходе проведения Ассамблеи начальников дорог в июле этого года вниманию участников впервые будет представлена целостная модель цифровой сортировочной станции на базе Челябинск-Главный. Успешная реализация подобных проектов позволяет нам с оптимизмом и абсолютной уверенностью смотреть в будущее, последовательно достигая новых рубежей в рамках поставленных перед компанией стратегических задач.

– Как выполнены основные эксплуатационные показатели в 2019-м?

– Подводя итоги прошлого года, необходимо отметить, что компания выполнила все взятые на себя обязательства по обеспечению перевозок: тарифный грузооборот увеличен на 0,2% к 2018 году, пассажирооборот растёт темпами, опережающими параметры Долгосрочной программы развития (ДПР) ОАО «РЖД» до 2025 года (+3,1% к 2018 году).
В направлении российских портов было дополнительно погружено более 10 млн тонн различных грузов. При этом опережающая динамика сохранилась в сторону портов Дальнего Востока (+5,8%). Основные параметры качества организации перевозочного процесса на сети выполнены в соответствии с решениями правления компании.
Высокий уровень загрузки пропускной способности инфраструктуры Восточного полигона явился сдерживающим фактором для увеличения пропуска грузопотоков в этом направлении. Для решения этой проблемы нами продолжена работа по дальнейшему развитию технологии организации движения поездов повышенной массы. Всего в 2019 году отправлено 163 тыс. поездов массой свыше 6 тыс. тонн (+4,2% к 2018 году). Это позволило при тех же инфраструктурных возможностях перевезти дополнительные объёмы грузов. На Восточном полигоне с учётом поступления электровозов с улучшенными тяговыми характеристиками на системной основе отрабатывалась технология вождения грузовых поездов массой 7,1 тыс. тонн – всего проведено более тысячи таких поездов. Это в 2,3 раза превышает прошлогодние результаты. Организован пропуск поездов массой 7,1 тыс. тонн на участке Волочаевка – Ванино новыми трёхсекционными тепловозами без смены локомотива на станции Комсомольск-на-Амуре.
Аналогичные мероприятия реализуются в западной части сети, где обеспечено вождение грузовых поездов массой 9 тыс. тонн на участке Иртышское – Седельниково – Балезино электровозами 3ЭС10 без смены локомотива на всём участке.
В рамках внедрения сквозных принципов управления тиражируется опыт поездок локомотивных бригад на удлинённых плечах обслуживания (свыше 400 км). Организована постоянная работа на 101 участке. За 12 месяцев по такой технологии выполнено более 247 тыс. поездок, что почти в 2,5 раза больше уровня 2018 года.

– Какие новые транспортные продукты получили развитие за последнее время?

– Наибольшее развитие получила услуга перевозки грузов по расписанию, которая за счёт снижения времени на перевозку является инструментом сокращения расходов и, соответственно, повышения доходов грузовладельцев. В прошлом году на перевозки с использованием такой услуги заключено 272 договора на 441 назначение, перевезено 79,1 млн тонн в 44 тыс. поездах, сейчас ежесуточно отправляется более 125 поездов.
Стоит отметить, что на текущий момент расширение реализации этой услуги имеет устойчивую положительную динамику. По сравнению с 2015 годом, когда эта услуга впервые была выведена на рынок, количество отправляемых поездов по итогам года возросло на 21 тыс., или 90%.
Также во взаимодействии с Центром фирменного транспортного обслуживания и другими филиалами разрабатывается технология сервиса «Холодный экспресс» для ускорения перевозки скоропортящихся и продовольственных грузов. Технология предусматривает перевозки в рефрижераторных поездах, следующих по разработанному маршруту с промежуточными остановками в крупных городах для производства грузовых операций. Особенность проекта в том, что грузовые операции будут осуществляться без маневровых работ по прицепке и отцепке вагонов.
Все реализуемые транспортные продукты направлены на улучшение качества взаимодействия с пользователями наших услуг и, соответственно, привлечение дополнительных объёмов перевозок грузов.

– В прошлом году на сети наблюдался рост перевозок грузов в контейнерах. За счёт чего он формировался?

– В 2019 году перевезено 5 млн ДФЭ, общий прирост грузов в контейнерах составил 12,6% к аналогичному периоду 2018-го, при этом назначением на станции Восточного полигона произошло увеличение на 23%, в обратном направлении – на 32%. Такие показатели обеспечены за счёт технологических решений в условиях проведения масштабных работ по ремонту и реконструкции инфраструктуры Восточного полигона.
Значительный резерв в части пропуска увеличивающегося контейнерного потока – увеличение заполняемости контейнерных поездов. За счёт определения оптимальных схем загрузки и выстраивания логистических цепочек в настоящее время в направлении востока заполняемость контейнерных поездов составляет 88%, и 95% – в обратном направлении. Для крупных транспортных узлов организовано планирование подвода грузов в порты и передачи поездов через погранпереходы. В 2020 году запланировано поступление электровозов 2ЭС5К с увеличенным периодом между проведением технического обслуживания в объёме ТО-2 – 240 часов. Это позволит обеспечить проследование контейнерных поездов без смены локомотива от Мариинска до Находки (более 5,7 тыс. км).
Для повышения эффективности организации контейнерных перевозок в 2019 году ОАО «РЖД» представило информационную технологию ИНТЕРТРАН, определяющую порядок единого электронного взаимодействия «Порт – дорога, ФТС России». Технология позволяет сопровождать полностью в электронном виде интермодальную перевозку и универсальна для применения любыми операторами и экспедиторами. По безбумажной технологии было отправлено свыше 400 контейнеров в составе контейнерных поездов по маршруту порты Японии/Китая/Южной Кореи – порт Владивосток – станция Силикатная (Москва).
Развитие контейнерных перевозок будет происходить также за счёт открытия новых маршрутов интермодальных перевозок из Японии/Китая/Южной Кореи, далее в составе контейнерных поездов с использованием территории Казахстана, Монголии назначением на станции государств – участников Евразийского экономического союза через погранпереход Брест Белорусской железной дороги.
Внедрение на сети новых технологических решений позволило ускорить продвижение транзитного груза по территории страны. Средняя скорость доставки транзитных контейнеров составила 1097 км/сут., что выше целевого значения, установленного Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (931 км/сут.).

– Что делается для снижения влияния факторов, оказывающих негативное воздействие на выполнение нормативных сроков доставки грузов? Какая работа ведётся по минимизации предъявления исков за просрочку в доставке грузов?

– Скорость доставки грузов – один из наиболее комплексных показателей, оценивающих все технологические элементы перевозочного процесса. На конец прошлого года скорость доставки грузовых отправок в гружёных вагонах достигла 394 км/сут., что на 5 км/сут. выше параметра, заданного ДПР. В результате увеличения скорости доставки грузов увеличена доля гружёных отправок, доставленных в нормативный срок. Так, за 2019 год этот показатель составил 98,4% (на 1,7 п.п. больше уровня 2018-го), что, кстати, является максимальным значением с момента образования компании.
На этот год правлением компании поставлены амбициозные задачи по достижению 100-процентного уровня своевременности и надёжности перевозки, а также исключения случаев нарушения нормативных сроков доставки по ответственности ОАО «РЖД». Для достижения этой цели разработана Программа мероприятий, включающая в себя четыре основных направления, на которые необходимо сделать акцент при решении поставленных задач, а именно: взаимодействие с основными пользователями транспортных услуг, операционная и нормотворческая деятельность, процессы автоматизации. Мы перешли от сложившейся практики управления сроками доставки постфактум к риск-ориентированному воздействию на лимитирующие технологические элементы сквозного процесса организации перевозок, к работе на предотвращение возникновения рисков несоблюдения сроков доставки.
Следует отметить, что более 60% нарушений сроков доставки грузов приходится на направления с наибольшими инфраструктурными ограничениями – припортовые станции Октябрьской, Северо-Кавказской и Дальневосточной дорог. Поэтому в целях снижения финансовых и репутационных рисков, а также убытков компании от выплат пени за нарушения нормативных сроков доставки организуется работа по выстраиванию единой системы взаимодействия участников перевозочного процесса по схеме грузоотправитель – перевозчик – грузополучатель.
Для минимизации рисков при погрузке на эти направления разработан алгоритм приёма к перевозке груза в части оценки рисков доставки груза в срок с учётом прогнозируемой эксплуатационной обстановки и загруженности пропускных и перерабатывающих способностей инфраструктуры.
Своевременное принятие мер, направленных в первую очередь на повышение качества перевозочного процесса, включая организацию местной работы, применение новых технологических решений, позволяет уже сегодня обеспечивать надёжность доставки грузов на уровне 100% на отдельных направлениях сети. Это говорит о том, что при сбалансированном подходе к погрузке, в увязке с возможностями инфраструктуры и технологией перевозочного процесса у нас есть реальные возможности, чтобы доставлять практически 100% вагонов в установленные сроки.

– Как оптимизируется оборот грузового вагона?

– Важно отметить, что оборот вагона – комплексный показатель, оценивающий эффективность его работы за производственный цикл. Он характеризует интенсивность использования подвижного состава, а его уровень во многом зависит от сбалансированности объёма работы и количества вагонов, задействованных в её выполнении.
В 2019 году в условиях интенсивного роста рабочего парка вагонов более чем на 40 тыс. оборот вагона замедлен на 5% к уровню 2018-го. При этом показатели, характеризующие качество продвижения гружёного вагонопотока (участковая скорость, средний простой вагона на технических станциях, простой местного вагона на ответственности ОАО «РЖД») выполнены с положительной динамикой. Вместе с тем поступление на сеть нового подвижного состава, не подтверждённого объёмами погрузки, привело к значительному увеличению доли порожних вагонов, простаивающих на железнодорожной инфраструктуре. В результате в январе 2020 года оборот вагона замедлен к уровню прошлого года на 12% и составил 18 суток. Из этого времени лишь 33% вагонов находится в гружёном состоянии, а оставшиеся 67% – в порожнем. При этом к январю прошлого года время в порожнем состоянии возросло на 22%, а время нахождения в гружёном – на 4% снижено.
Такая динамика оборота напрямую связана с изменением структуры рабочего парка вагонов. Общий рабочий парк на сети в январе увеличен более чем на 67 тыс. вагонов при снижении парка гружёных вагонов на 31 тыс. и увеличении парка порожних на 98,7 тыс. единиц. Всего на сети в январе находилось 678 тыс. порожних вагонов. По нашей оценке, парк не задействованных в перевозочном процессе в январе составил более 290 тыс. вагонов. В соответствии с расчётами, проведёнными согласно утверждённым в компании методическим указаниям по оценке факторов, влияющих на оборот вагона, этот незадействованный парк в целом замедлил оборот вагона на 5,2 суток. Таким образом, оборот вагона без учёта порожнего незадействованного подвижного состава составляет 12,8 суток, из которых на инфраструктуре общего пользования вагон находится 9,5 суток со снижением на 4% к прошлому году. Улучшение параметров работы вагона на инфраструктуре ОАО «РЖД» без учёта незадействованного парка достигнуто как за счёт организации повышенной передачи гружёных вагонов, так и за счёт обеспечения ритмичной выгрузки.
В то же время ряд факторов формирует резервы сокращения времени нахождения вагона, задействованного в перевозках и находящегося в порожнем состоянии. Сегодня необходимо проводить работу по совершенствованию логистики порожнего вагона с целью сокращения порожнего рейса. Кроме того, планировать направление порожних вагонов к местам погрузки, сбалансированное с предъявляемыми к перевозке объёмами грузов.
В прошлом году совместно с владельцами подвижного состава на Восточном полигоне было обеспечено развитие технологии консолидации парков различных операторов. Этой технологией охвачены порожние полувагоны восьми операторских компаний, отправляемые со станций Дальневосточной дороги. Это уже позволило сократить время следования к местам погрузки на 1,5 суток. Мы планируем продолжать эту работу в 2020 году, в том числе на других направлениях сети.
При этом одна из основных мер, направленных на повышение качества перевозок и улучшение оборота вагона, – размещение невостребованного подвижного состава там, где он не будет ограничивать продвижение вагонопотока. Сегодня на путях необщего пользования в отстое размещено более 100 тыс. вагонов, а на путях ОАО «РЖД» – 21 тыс. В пути следования в места отстоя находится ещё 15 тыс. вагонов. Работа по рациональному размещению временно невостребованного подвижного состава будет продолжена.

– Как в дирекции ведётся работа с персоналом?

– Центральная дирекция управления движением – один из крупнейших филиалов холдинга. В целом в дирекции работают более 100 тыс. человек, или 13,6% от общего количества по компании. Отличительной особенностью является высокая доля квалифицированного персонала – 80% сотрудников имеют высшее и среднее профессиональное образование. Возрастной состав персонала сбалансирован, доля молодёжи до 35 лет составляет 43%, доля работников старше 50 лет – 14,3%.
Мы предоставляем широкие возможности для профессионального развития и карьерного роста перспективным работникам – об этом наглядно свидетельствует доля молодых специалистов среди руководителей – 38%. На протяжении двух лет кадровое подразделение дирекции занимает первое место в рейтинге служб управления персоналом филиалов ОАО «РЖД», обеспечивающих перевозочный процесс.
Квалифицированный персонал – важнейшее конкурентное преимущество компании. В филиале выстроена эффективная система комплексного развития работников – от тщательной отработки профессиональных навыков до совершенствования внутренней эффективности и оттачивания корпоративных компетенций. Ежегодное обучение проходят порядка 30 тыс. человек, при этом объёмы подготовки и повышения квалификации с каждым годом увеличиваются в среднем на 7%. Это обусловлено появлением запросов на новые направления обучения и повсеместной цифровизацией.
В коллективах активно внедряются инициативы нематериального характера. Для повышения престижа рабочих профессий в 2019 году разработан новый вид поощрения – знак «Лучший работник по формированию поездов», который будет вручаться составителям поездов. В 2020 году в рамках Года начальника станции планируется проведение соответствующего конкурса профессионального мастерства «Лучший начальник железнодорожной станции» с вручением победителям одноимённого знака.
В 2019 году при переходе на цифровые технологии для решения социальных задач работники кадрового блока и внутренние клиенты филиала приняли участие в реализации опытной эксплуатации автоматизированной информационной системы АИС «Льготы». Заявки на путёвки в детские оздоровительные лагеря оформлялись в электронной системе, которая обеспечила доступность и оперативность проведения в 2019 году детской оздоровительной кампании.
В рамках нового направления работы по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин в ОАО «РЖД» в 2019 году более 2 тыс. представительниц прекрасного пола, занятых на работах с вредными условиями труда, имеющих трёх и более несовершеннолетних детей, матерей, воспитывающих детей-инвалидов, а также одинокие матери получили льготы в виде различных видов выплат по компенсируемому социальному пакету.
Одно из важнейших направлений в реализации филиалом жилищной политики ОАО «РЖД» – предоставление отдельным категориям работников, которые трудятся в границах БАМа, права на получение денежных средств для приобретения жилого помещения в собственность. Эта программа позволила закрепить квалифицированные кадры и обеспечить долгосрочные трудовые отношения в границах БАМа более 70 работникам.
Беседовал Игнат Вьюгин

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ