Новости

Реклама

Николай Маклыгин: «Проект по переводу инфраструктуры на Сахалине на общесетевую ширину колеи 1520 мм является уникальным»

Первые лица | Понедельник | 28.10.2019 | 10:12
 
С переходом на общесетевую колею повысится эффективность перевозок на Сахалине
Николай Маклыгин: «Проект по переводу инфраструктуры на Сахалине на общесетевую ширину колеи 1520 мм является уникальным»
фото: АЛЕКСЕЙ ЖУЛАНОВ
В этом году на Сахалине произведён беспрецедентный объём работ по переустройству инфраструктуры, в которых принимали участие специалисты не только Дальневосточной, но и других дорог. За три летних месяца, когда закрывалось движение поездов, на широкую колею была перешита почти тысяча километров пути, уложено более 250 стрелочных переводов, подключено около 300 устройств сигнализации, централизации и блокировки. О том, какие перспективы открываются для обновлённой островной магистрали, рассказал начальник Дальневосточной дороги Николай Маклыгин.

– Николай Васильевич, какие силы были привлечены к перешивке в нынешний летний сезон?

– Проект по переводу инфраструктуры на Сахалине на общесетевую ширину колеи 1520 мм является уникальным как по сложности выполняемых работ, так и по количеству привлекаемой техники, средств механизации и трудовых ресурсов. Этим летом одновременно работы выполнялись на участках общей протяжённостью от 155 до 352 км.
В среднем в них ежесуточно участвовали почти 1400 человек, из которых более 200 – командированные специалисты и руководители Московской, Юго-Восточной, Октябрьской, Западно-Сибирской дирекций инфраструктуры, Восточной дирекции по ремонту и эксплуатации путевых машин. Естественно, не осталась безучастной Дирекция по ремонту пути – в перешивку было вовлечено восемь путевых машинных станций. Также необходимо отметить представителей ООО «СКА», которые полностью обеспечили потребности работ автотранспортом. Пользуясь случаем, хочу выразить всем слова благодарности и признательности.

– Насколько оказался важен полученный опыт?

– Считаю такой опыт уникальным. Он показал, что решение сложных задач, ограниченных временными рамками, способствует мобилизации сил и ресурсов, объединению и сплочённости сотрудников разных специальностей. Успешное выполнение плана реконструкции стало возможным благодаря продолжительной подготовке к нынешнему сезону в течение 2018–2019 годов, когда с материка на станцию Холмск было завезено 120 км собранной рельсошпальной решётки. Отгрузка продолжалась и этим летом.

На самом острове действовал оперативный штаб из числа наиболее опытных и подготовленных руководителей железной дороги и Дальневосточной дирекции инфраструктуры. В его задачу входило планирование работ, распределение техники, материалов, трудовых ресурсов, обеспечение жизнедеятельности временных вахтовых посёлков. Немаловажным фактором стало плотное взаимодействие сотрудников Дирекции инфраструктуры и Дирекции по ремонту пути. Благодаря грамотной организации рабочего процесса срок открытия постоянного движения поездов по колее 1520 мм был соблюдён. В соответствии с достигнутыми с правительством Сахалинской области договорённостями это произошло 1 сентября.

– Но работы по обновлению инфраструктуры ещё продолжаются...

– Да. В течение сентября шли работы по переустройству стрелочных переводов и боковых станционных путей. Сегодня ведётся реконструкция 58 мостов, на трёх из них она будет завершена до конца этого года, на остальных – в следующем. Продолжаются работы и на объектах локомотивного комплекса.

На 2020 год намечена перешивка последнего участка островной магистрали Шахта – Холмск протяжённостью более 60 км. Также путевые работы по согласованию с правительством Сахалинской области затронут перегон Холмск – Николайчук, где выполняются пригородные перевозки. Кроме того, в числе задач на следующий год – переустройство 58 станционных путей общей протяжённостью почти 19 км, замена 96 стрелочных переводов. В настоящее время формируется план выполнения этих работ с конкретными сроками.

– Улучшится ли качество перевозочного процесса с переходом движения на широкую колею?

– Конечно, перевод на общесетевую ширину колеи позволит в значительной степени оптимизировать технологию работы сахалинских железнодорожников. Отпадёт необходимость выполнять затратные операции по перестановке вагонов с колеи 1520 мм на колею 1067 мм и обратно, тем самым сократится время доставки грузов конечному потребителю.

Взамен устаревшего локомотивного парка успешно работают поступившие с материка магистральные тепловозы. Они мощнее, так что вес поездов увеличится минимум на 10–15% и, соответственно, пропорционально возрастёт производительность локомотива. В конце года после обследования вагоном-лабораторией есть основания полагать, что на отдельных участках прирост будет до 40%. Всё это позволит значительно уменьшить наши внутренние затраты и снизить себестоимость перевозок.

– Будет ли сокращено время простоя прибывающих с материка вагонов в Сахалинском регионе?

– Как я уже отметил, отпадёт необходимость перестановки вагонных тележек. Тем самым на сутки сократится время доставки груза, что уже существенно.

Ещё больший эффект будет заметен от использования специального подвижного состава для перевозки крупногабаритных грузов. Раньше из-за особенностей конструкции вагонных тележек колеи 1067 мм приходилось под вагонами-транспортёрами устанавливать специальные переходники, но имелся всего один комплект. И если клиенту шло два вагона, то отправить второй мы могли только после того, как возвращался первый. Учитывая специфику региона, направленность Сахалинской области на нефтегазовые проекты, перевозка негабаритных грузов весьма востребована.

– Как организована работа по перешивке подъездных путей?

– Ещё на стадии проектирования были проведены встречи, консультации с собственниками путей необщего пользования на предмет дальнейшей эксплуатации примыканий после перехода Сахалинского региона ДВЖД на общероссийскую колею. Большинство наших клиентов с пониманием отнеслись к необходимости модернизации. В настоящее время работы по переустройству инфраструктуры необщего пользования ещё ведутся, параллельно формируется программа по присоединению подъездных путей к колее 1520 мм на 2020 год. Упор в первую очередь делается на предприятия, формирующие основной объём грузовой базы, обеспечивающей энергетическую и продовольственную стабильность Сахалинской области.

– В период массовых путевых работ и временного закрытия движения поездов смогла ли дорога минимизировать потери в обслуживании клиентов?

– Такая работа проводилась подразделениями сбытового блока компании при непосредственном участии администрации Сахалинской области. Прорабатывались варианты поставок на остров жизненно важных грузов для обеспечения работы предприятий в период отсутствия движения поездов. Совместно с грузополучателями разрабатывались временные схемы перевозок с использованием различных видов транспорта – морского, автомобильного. Накануне закрытия грузового движения со стороны предприятий были сделаны запасы материальных ресурсов. Огромную помощь в решении данного вопроса оказало руководство ОАО «Сахалинское морское пароходство», которое по нашей просьбе осуществило перенос ремонта паромов, запланированного в 2019 году. Вся проводимая нами работа ещё раз показала, насколько важным для островного региона является стабильная работа железнодорожного транспорта.

Мы рассчитываем, что активизация перевозок до конца года (погрузка на IV квартал запланирована с приростом к прошлогоднему уровню почти на 10%) позволит отчасти компенсировать потери. По итогам 2019 года планируется погрузить 900 тыс. тонн грузов (для сравнения: в 2018-м – 934 тыс.), и это учитывая тот факт, что почти всё лето проводились работы в условиях ограничения движения поездов.

– Планы каких предприятий влияют на грузооборот островной магистрали?

– Основным драйвером роста остаётся каменный уголь, отправляемый со станций Победино и Невельск ООО «Горняк-1». В ближайшей перспективе угольная промышленность будет играть для нас важную роль. Если до 2021 года рост отправок продукции ООО «Горняк-1» ограничен модернизацией железнодорожной инфраструктуры (в 2019-м работы шли на направлении Победино – Сахалинское – Холмск, в 2020 году они охватят участок Холмск – Невельск), то к 2024-му компания сможет увеличить ежесуточное предъявление до 70 вагонов угля в сутки, или 1,7 млн тонн в год. Перспективная грузовая база потребует как соответствующего технического обустройства подъездных путей у отправителя, так и организации пропуска грузопотока со стороны перевозчика.

Кроме того, в 2020 году запланирован ввод в эксплуатацию нового объекта островной энергетики – Сахалинской ГРЭС-2, примыкающей к станции Ильинск-Сахалинский. Уголь для ГРЭС будет поставляться с Горнозаводского (Невельского) буроугольного месторождения, разрабатываемого всё той же компанией «Горняк-1». Дополнительная погрузка может составить до 150 тыс. тонн угля в год.

Ещё одно перспективное направление – перевозки наливных грузов из порта Корсаков в направлении станции Ноглики. Доставка нефтепродуктов на этом маршруте увеличится в краткосрочной перспективе от 4 до 7 тыс. тонн в год за счёт переключения перевозок с автотранспорта.

– Коснёмся пассажирских перевозок. На ряде пригородных направлений заработали рельсовые автобусы РА3. Как они показывают себя?

– Отмечу, Дальневосточная дорога стала первой, куда поступил этот подвижной состав. Новые рельсовые автобусы, специально закупленные для замены морально и физически изношенных дизель-поездов Д2, отвечают последним требованиям технической оснащённости. В настоящее время три РА3 курсируют на маршрутах Южно-Сахалинск – Томари, Южно-Сахалинск
– Пять Углов (Корсаков) и Холмск – Чехов – Томари. Работают они исправно. АО «Пассажирская компания «Сахалин», регулярно проводя опросы, отмечает, что пассажиры в целом довольны работой РА3. Более того, эта техника подстегнула интерес со стороны населения к железной дороге. Люди, в свою очередь, предлагают улучшения (например, оснастить составы медиасистемами, индивидуальными розетками для зарядки гаджетов) и ждут поступления на остров очередных рельсовых автобусов, чтобы все пригородные маршруты, в том числе там, где перевозки пока ещё выполняются вагонами тепловозной тяги, были обеспечены новым подвижным составом.

С учётом потребности в обновлении в 2020 году на Сахалин планируется поставка ещё четырёх РА3, в том числе трёх в трёхвагонном исполнении и одного в двухвагонном. Для повышения комфорта в одном из салонов вагона будут установлены двухместные кресла II класса (откидные с подлокотником) с индивидуальными столиками. Будут также учтены пожелания пассажиров в части оборудования подвижного состава розетками USB и мониторами для транслирования видеороликов.

– Какие перспективы видите в работе пассажирской компании?

– Думаю, на рост перевозок может повлиять планируемое развитие маршрутной сети пригородных поездов на севере острова на направлениях Ноглики – Тымовск, Поронайск – Тымовск и на западном побережье на участке Холмск – Невельск. Также АО «Пассажирская компания «Сахалин» совместно с правительством Сахалинской области прорабатывает вопрос организации перевозок между Корсаковом и Южно-Сахалинском для туристов, прибывающих в Корсаковский морской порт, а также рассматривает возможность организации туристических и экскурсионных маршрутов для детских групп.

– Что делается для развития перевозок в дальнем следовании?

– В 2020 году для реализации программы обновления парка вагонов в составах фирменных поездов Южно-Сахалинск – Ноглики планируется приобретение 18 вагонов новой модификации «2019»: 10 купейных, двух плацкартных, двух купейных штабных, предназначенных для перевозки маломобильных групп населения, а также четырёх СВ.

В новых вагонах есть возможность для размещения дополнительного вендингового оборудования, а один из санузлов в СВ будет оборудован душем. Конструкция этих вагонов предусматривает установку обеззараживания воздуха и воды, систем отопления, кондиционирования и вентиляции с автоматическим поддержанием необходимых климатических условий и индивидуального регулирования температуры в купе. Также этот подвижной состав оснащён маршрутными досками и информационными панелями, позволяющими выводить информацию о номере поезда, вагона и маршруте следования.

Ещё одно приоритетное направление по улучшению качества обслуживания пассажиров – обновление посадочных платформ. На перспективу разработаны как краткосрочная (на 2020–2022 годы), так и долгосрочная (до 2025 года) программы ремонтов и реконструкций платформенного хозяйства. К настоящему времени проведён ремонт пассажирской платформы на станции Взморье, аналогичная работа сейчас ведётся на станции Тихая. Помимо этого улучшено состояние платформ на участке от станции Южно-Сахалинск до остановочного пункта Хомутово.

– Каковы планы по развитию вокзала Южно-Сахалинск?

– Южно-Сахалинский вокзал, несомненно, является лицом города. Совместно с причастными департаментами и дирекциями ОАО «РЖД» идёт работа над созданием единого внешнего облика прилегающих к вокзальному комплексу предприятий железнодорожной инфраструктуры, включая локомотивное депо. Пока запланирована разработка проекта капитального ремонта вокзала и рядом стоящего здания (бывшая гостиница «Евразия») с функциональными помещениями. К его реализации должны приступить в 2020 году. Фасадное исполнение зданий планируется выполнить в едином корпоративном стиле РЖД. Кроме того, в полном объёме обеспечить доступность для маломобильных групп населения, открыть на вокзале комнату матери и ребёнка и комнаты длительного отдыха, провести ремонт инженерных сетей и внутренние отделочные работы.

В настоящее время с участием правительства Сахалинской области и администрации областного центра прорабатывается проект создания транспортно-пересадочного узла на базе вокзала Южно-Сахалинск и привокзальной площади. В том числе рассматривается возможность организации мультимодальных перевозок автобус – поезд по единому для пассажира проездному документу. Это, безусловно, улучшит транспортную доступность в регионе, обеспечит жителей качественной транспортной услугой.

С правительством Сахалинской области у нас сложились добрые партнёрские отношения. Создана рабочая группа по нескольким направлениям. Это, в частности, строительство железнодорожного участка от остановочного пункта Хомутово до аэропорта Южно-Сахалинск, где строится новый пассажирский терминал. Организация такого маршрута позволит авиапассажирам комфортно добираться до городского центра. На перспективу рассматриваются вопросы и уже начата проработка возможности строительства участка в обход Южно-Сахалинска и продлении ветки от станции Корсаков – ориентировочно до аэропорта Пушистый.

Беседовал Павел Усов

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ