Новости

Реклама

Александр Панычев: «Задача транспортного вуза – максимально приблизить процесс обучения к решению производственных задач транспортной отрасли»

Первые лица | Понедельник | 16.09.2019 | 12:49
 
Спрос на инженеров диктует реализация крупных инфраструктурных проектов
Александр Панычев: «Задача транспортного вуза – максимально приблизить процесс обучения к решению производственных задач транспортной отрасли»
фото: ПРЕСС-СЛУЖБА ПГУПСа
Первый инженерный транспортный вуз России – Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I – в этом году отмечает 210-летие со дня основания. Ректор учебного заведения Александр Панычев рассказал «Гудку», почему абитуриенты выбирают технические специальности и чего ждут нынешние выпускники отраслевых вузов от будущих работодателей.

– Александр Юрьевич, удалось ли ПГУПСу выполнить план приёма абитуриентов? Сколько человек было зачислено на первый курс в этом году?

– План приёма на места, финансируемые из федерального бюджета, университетом выполнен полностью – зачислены более 1400 человек. Это не только бакалавриат и специалитет, но и магистратура с аспирантурой.

Бюджетные места распределяются между вузами по результатам открытого публичного конкурса, проводимого ежегодно Министерством образования и науки. В этом году при уменьшении заявленных нами бюджетных мест по заочной форме обучения увеличилось количество мест для студентов-очников. Впрочем, общее число бюджетных мест по программам высшего образования в последние годы практически не меняется.
План приёма на платное обучение устанавливается университетом самостоятельно. В этом – чуть более 1,4 тыс. мест. Этот план университет тоже выполнил.

– Какие специальности популярны у абитуриентов?

– Количество абитуриентов, которые подают заявление на приём в наш университет на бюджет, в последние пять лет держится примерно на одном уровне – это порядка 8,5 тыс. человек в год, из них традиционно 75–80% поступают на профильные железнодорожные специальности.

Уже два-три года мы наблюдаем увеличение спроса на строительные специальности, в том числе «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей». В этом году по данному направлению был максимальный конкурс, который составил 69 человек на место.

По остальным специальностям конкурс ниже. Например, на специальность «Подвижной состав железных дорог» в том году конкурс составил четыре человека на место при наличии 200 бюджетных мест.

Растёт популярность технических специальностей. Традиционно востребовано направление «Информационные системы и технологии». Увеличивается число заявлений на обучение по направлениям «Электроэнергетика и электротехника» и «Теплоэнергетика и теплотехника».

– С чем, по вашему мнению, связан рост популярности строительных специальностей?

– Я думаю, что этот тренд связан с ростом популярности инженерного образования в стране в целом. Влияет на выбор и реализация крупных инфраструктурных проектов, в том числе на железнодорожном транспорте. Абитуриенты и их родители уверены, что после окончания вуза они будут востребованы и найдут интересную работу с достойной заработной платой.

– Как много в университете иногородних студентов?

– Северная столица, атмосфера и история города сами по себе привлекают студентов. На выбор, по мнению самих абитуриентов, помимо специализации и репутации вуза влияет и возможность закрепиться в столичном регионе, где качество жизни, уровень оплаты труда выше, больше возможностей для трудоустройства.

70% наших студентов приезжают в Санкт-Петербург из других регионов. Едут со всех уголков страны: от Сахалина до Калининграда, есть первокурсники-москвичи. В этом году мы приняли первокурсников из 62 субъектов РФ.

Наши студенты – это и граждане иностранных государств. Их более 11% от общего количества учащихся. В целом железнодорожные специальности осваивают у нас представители более 40 стран. В этом году в университет поступили из 25 стран.

Традиционно среди первокурсников много ребят из семей железнодорожников, продолжателей трудовых династий. Я убеждён, что настоящий профессионал – это потомственный железнодорожник, который идёт по целевому заказу. Он уже знаком с отраслью и ориентирован на длительные трудовые отношения с компанией, в которой работали или работают его родные.

– Если уж мы заговорили о целевом обучении, то какие в этом году цифры приёма?

– Нашим основным заказчиком по-прежнему остаются «Российские железные дороги». На первый курс по специальностям и направлениям, которые нужны компании, мы зачислили 400 человек.

При этом мы прекрасно понимаем, что зачастую первокурснику-целевику с линии поначалу сложно даются некоторые дисциплины. Уровень их подготовки не такой, как, скажем, у выпускников школ Москвы или Санкт-Петербурга. Поэтому на первом курсе у них есть дополнительные занятия – к примеру, по физике, высшей математике.

– Рособрнадзор сообщил, что в этом году по некоторым дисциплинам вырос средний бал по ЕГЭ. Действительно ли в вузы стали приходить более подготовленные студенты?

– Да, это так. Мы отмечаем это качественное изменение – средний балл ЕГЭ поступающих в наш университет вырос с 67 в 2018 году до 71 в этом. Проходные баллы в нынешний год увеличились по всем специальностям (их 21) и направлениям. При этом по девяти проходные баллы превысили 200 баллов. В частности, это «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «Эксплуатация железных дорог». 99 человек зачислены с баллами ЕГЭ выше 230, из них у 25 человек он был даже выше 250. Это, несомненно, говорит о повышении уровня поступающих.

– Были ли в этом году среди желающих учиться в ПГУПСе победители олимпиад или 100-балльники ЕГЭ?

– Среди подававших заявления о приёме такие абитуриенты, конечно, были. Но их количество ежегодно сокращается. В этот раз всего шесть человек из числа победителей и призёров олимпиад подавали заявления. Из них всего один человек выбрал в итоге наш университет и был зачислен со 100 баллами по профильному предмету.

К тенденции сокращения числа таких абитуриентов мы относимся спокойно. Федеральные и национально-исследовательские университеты очень активно работают с олимпиадниками, и чаще всего они выбирают именно эти вузы, чтобы больше времени заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Задача транспортного вуза – максимально приблизить процесс обучения к решению производственных задач транспортной отрасли. Мы были созданы, чтобы обеспечивать кадрами отрасль, и за две сотни лет, что существует наш вуз, мы своих подходов не меняем. Но это не означает, что мы не рады абитуриентам, которые имеют такие результаты.

– Бытует мнение, что студент-заочник не заинтересован в учёбе и относится к ней второстепенно, а преподаватели к ним снисходительны и не требуют много. Вы согласны с этим?

– Портрет студента заочного отделения ПГУПСа следующий. Это работник РЖД, имеющий среднее профессиональное образование. Он какое-то время поработал на железной дороге, и для него получение высшего образования – возможность получить дополнительные знания, необходимые для продвижения по службе. Это очень прилежные, ответственные студенты, и в итоге из них получаются высококлассные специалисты.

– Россия реализует и международные проекты в области железнодорожного транспорта. Вуз готовит кадры для решения таких задач?

– Мы стараемся, чтобы наши образовательные программы отвечали не только современным требованиям, но и требованиям, которые будут предъявляться к специалистам в будущем, учитывали быстрый темп развития технологий.

С этого учебного года мы начали обучение по международной магистерской программе «Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Инфраструктура, экономика, экология». Программа разработана в рамках европейского международного проекта «Эразмус+» и осуществляется международным консорциумом вузов во главе с Дрезденским техническим университетом и Мадридским политехническим университетом.
ПГУПС выступает в качестве координатора проекта по России и пилотной научно-образовательной площадки. Программа рассчитана на два года. За четыре семестра студенты пройдут теоретическую и практическую подготовку в области новейшей техники, технологий и организации проектирования, строительства, эксплуатации, экономики и экологии железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростных железнодорожных магистралей.

Кроме того, университетом заключено более 80 действующих договоров с крупнейшими вузами мира, в рамках которых возможна академическая мобильность студентов, аспирантов и преподавателей.

– Насколько ПГУПСу важно присутствие в международных рейтингах?

– Вузу, у которого всё в порядке с набором абитуриентов и трудоустройством выпускников, к этому стремиться, если честно, нет особой потребности. Но сегодня вектор государственной политики такой, что высшие учебные заведения страны должны быть представлены в международных рейтингах. Поэтому мы, конечно, заявляемся, участвуем.

Если говорить о методологии рейтингов, то ситуация следующая: как правило, акцент делается на количестве образовательных программ. А мы, конечно, проигрываем здесь, так как имеем узкую транспортную направленность.

Тем не менее мы единственный транспортный вуз страны, который компания Quacquarelli Symonds (QS) в 2018 году включила в престижный рейтинг «QS University Rankings: Восточная Европа и Центральная Азия», куда вошли 300 лучших университетов из 26 стран. Мы занимаем неплохую позицию 251–300.

В общей сложности экспертами оцениваются 10 критериев: академическая репутация, репутация среди работодателей, соотношение научно-педагогического состава и студентов, количество публикаций на одного сотрудника, международные научные связи, влияние университета в Интернете, доля сотрудников со степенью PhD (доктор наук), количество цитирований на одну статью, доля иностранных сотрудников и доля иностранных студентов. Каждый критерий вносит определённый вклад в общую оценку университета.

– Сколько у ПГУПСа филиалов – колледжей и техникумов? Какие специальности выбирали абитуриенты учебных учреждений среднего профессионального образования?

– У нашего университета 15 филиалов и структурных подразделений, реализующих программы среднего профессионального образования. Бюджетный план приёма выполнен, причём с достаточно высоким конкурсом.

План платного приёма большинством филиалов перевыполнен. Наиболее востребованы как на бюджете, так и на платном отделении железнодорожные специальности. Этот результат лишь подтверждает, что среднее профессиональное образование снова становится популярным у молодёжи.

– По данным ВНИИ труда, среди самых востребованных специалистов на рынке труда в этом году – юристы. Минобрнауки уже несколько лет не выделяет бюджетных мест отраслевым вузам на это направление подготовки. Изменилась ли в этом году ситуация с приёмом абитуриентов на «непрофильные» для транспорта специальности?

– Что касается «непрофильных» направлений, то бюджетные места на них выделяются в малом количестве и не каждый год. Конкурс в таких случаях может достигать более 100 человек на место. Речь идёт о таких направлениях подготовки, как «Экономика» и «Менеджмент». Юристов мы не готовим.

– Студенты снова смогут брать у государства кредиты на образование. Соглашение о господдержке образовательного кредитования, которое подписали Минобрнауки России и Сбербанк, 1 августа вступило в силу. Воспользовались ли образовательными кредитами студенты ПГУПСа?

– Наш университет ранее участвовал в аналогичной программе кредитования платного обучения. Пять человек, поступающих в этом году, уже воспользовались данной услугой.

Условия довольно привлекательные. Напомню, минимальная сумма кредита банком не регулируется – как правило, она равна стоимости семестра обучения в вузе. Максимальная сумма займа не может превышать полной стоимости обучения. Взять у банка в долг можно на весь срок обучения плюс 10 лет, при этом заёмщик при желании может погасить кредит досрочно без штрафных санкций.

– Вы уже сказали, что в вузе более половины студентов не из Санкт-Петербурга. Удаётся ли всех обеспечить местами в общежитиях?

– У нас более 3300 мест в общежитии. Преимущественно жилые корпуса расположены в центральной части города.

Мы ежегодно, с учётом наших возможностей и внутренних резервов, добавляем от 40 до 100 мест. Иностранцы, согласно действующему миграционному законодательству, не могут нигде проживать, кроме как в общежитии, поэтому наращивать объёмы необходимо.

Иногородним студентам, имеющим суммарные баллы по ЕГЭ от 230 и выше, предоставлена возможность выбора места в общежитии. При подаче документов необходимо заполнить соответствующее заявление и съездить, посмотреть, выбрать комнату, в которой ему хотелось бы жить и учиться.

– На ваш взгляд, на что обращает внимание студент, оканчивая вуз, при выборе работодателя?

– Мы проводим анкетирование на эту тему. Конечно, на первом месте – уровень заработной платы, наличие социального пакета. Последние три-четыре года к нам приходят абитуриенты с родителями, и их волнует также и карьерный рост: как быстро с нашим дипломом он сможет достичь определённых позиций. У РЖД есть сложившиеся корпоративная культура, программы наставничества, возможность дополнительного образования – на это абитуриент тоже обращает внимание. Думаю, поэтому к моменту получения диплома о высшем образовании 95–97% наших выпускников уже трудоустроены.

Беседовал Виталий Маслюк
По предварительным данным, в этом году в отраслевые вузы, колледжи и техникумы поступили свыше 40 тыс. человек (общие предварительные цифры приёма сохранились на уровне прошлого года). По программам высшего и среднего профессионального образования по заказу ОАО «РЖД» к обучению на очном отделении приступили почти 5 тыс. человек. Окончательные итоги приёмной кампании – 2019 станут известны в ноябре после зачисления студентов-заочников.


Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ