Новости

Реклама

Владимир Грубов: «Приволжская ДЖД выпустила четыре поколения работников транспорта»

Первые лица | Среда | 04.09.2019 | 12:12
 
Юные железнодорожники постигают азы профессии, а воспитанники «Кванториума» разрабатывают перспективные проекты
Владимир Грубов: «Приволжская ДЖД выпустила четыре поколения работников транспорта»
фото: Ольга Жиркова
Сегодня на сайте Gudok.Ru появился специальный проект. Это новый для сайта формат, посвящённый Детским железным дорогам. В день его выхода мы публикуем интервью с начальником Приволжской Детской железной дороги (ДЖД) Владимиром Грубовым – о работе «Кванториума» на ДЖД, о его воспитанниках, которые создают инновационные проекты для усовершенствования работы транспорта и обеспечения безопасности движения, о достижениях и перспективах развития предприятия.

– Владимир Евгеньевич, как функционирует детский технопарк?

– Инструкторы формируют у школьников четыре основные компетенции: креативность, коммуникабельность, критическое мышление и командообразование. Здесь подростки приобретают хард-навыки (прикладные способности работы со станками с числовым управлением, лазерной техникой, 3D-моделирование) и софт-навыки (гибкое мышление, изобретательство и так далее).

Дети с 6-го по 11-й класс обучаются по четырём направлениям «Гео+IT квантум», «Авто+Энерджи квантум», «Промдизайн+VR/AR (виртуальная, дополненная и смешанная реальность) квантум» и «Хайтек-цех». Все лаборатории оснащены высокотехнологичным оборудованием.

«Кванториум» посещают 200 детей. Они прошли вводный модуль – знакомство с основами наук и командной работой. Сейчас занимаются на «инженерных каникулах». Осенью для них начнётся углублённый уровень. По истечении двух лет ребята смогут создавать проекты, которые будут воплощены в реальном секторе экономики.

– Есть ли конкретные достижения?

– Воспитанники «Кванториума» Приволжской ДЖД участвовали в двух хакатонах (форум, во время которого специалисты из разных областей сообща работают над решением какой-либо проблемы. – Ред.). Первый проходил в Екатеринбурге. Результатом команды стало действующее приложение для очков виртуальной реальности, которое контролирует самостоятельную сборку дрона, подсказывает алгоритм действия и указывает на ошибки конструктора. Готовый продукт можно использовать на реальном производстве как средство контроля и диагностики технологических процессов. Глава DRONESHUB Максим Томский оценил наше решение и предложил обсудить дальнейшее сотрудничество.

В инновационном центре «Сколково» технология VR/AR нашей команды признана лучшей Объединённой авиастроительной корпорацией. Воспитанники создали и презентовали готовое приложение для диагностики и обслуживания стойки шасси самолёта КБ «СУ» Superjet100. Практические результаты высоко оценены экспертом международной группы авиакомпаний Артуром Арутюновым.

На углублённом модуле ребята хотят адаптировать приложение для помощи машинисту, работающему в одно лицо.

– Какие ещё проекты разработали за 9 месяцев с момента открытия «Кванториума»?

– Их много по каждому направлению, поэтому назову особо значимые.

Комплекс автономного видеонаблюдения. Его уникальность в том, что система производит запись с двух веб-камер на стандартную карту памяти без подключения к сети питания. Благодаря миниатюрному размеру устройства устанавливать систему можно где угодно.

Также ребята разрабатывают автономное сетевое облачное хранилище данных «Гермес-1». Оно ориентировано на использование в ситуационных центрах железной дороги, в частности на восстановительных поездах. При развёртывании система обеспечивает зону покрытия сигналом Wi-Fi до 700 м, что обеспечит оперативный обмен информацией, в том числе видео. При этом сеть безопасная. К ней нельзя подключиться сторонним пользователям. Планируем на её основе создать закрытый сектор IP-телефонии.

Для дистанционного контроля состояния верхнего строения пути придумали систему мониторинга карстовых провалов в районе города Нижний Баскунчак. Она основана на обработке спутниковых данных и прогнозирует общую просадку грунта. Всё это позволит снизить стоимость геологоразведки и обеспечить безопасность железнодорожных перевозок.

По направлению «Авто+Энерджи» ребята создают автономный комплекс многофункционального назначения. Это будет самоходный двухосный рамный робот. Он обеспечит контроль над состоянием верхнего строения пути, разведку при ЧС, включая с воздуха, гербицидного уничтожения сорняков в полосе отвода, рельсосмазывания, транспортировки грузов и ограждение места проведения ремонта. Кстати, с его помощью можно применить и разработку «Гермес-1», о которой я рассказал ранее.

Конечный продукт можно рассматривать как готовое бизнес-решение, апробированное и прошедшее полевые испытания.

– Как проходит практика юных железнодорожников?

– В Волгограде на Малой магистрали продолжается 71-й сезон. Традиционно школьники завершают очередной курс профориентационной подготовки и переходят к практике 1 мая – накануне исторического дня открытия Малой Сталинградской, которая была запущена в 1948 году.

Движение поездов обеспечивают воспитанники ДЖД под руководством инструкторов. Ежедневно, кроме понедельника, осуществляется шесть рейсов.

С мая 2019-го мы изменили расписание. Сократили интервал с полутора часов до одного. Получили положительные отзывы от пассажиров, ведь теперь волгоградцы и гости города меньше времени ожидают следующего отправления.

Мы проводим профориентационную работу среди школьников с 6-го по 11-й класс по специальностям «проводник», «монтёр пути», «осмотрщик вагонов», «машинист», «помощник машиниста», «дежурный по станции» и «начальник поезда».

В этом году осваивают азы профессий 803 воспитанника Приволжской ДЖД без учёта участников «Кванториума». Впервые на полигон дороги вышли 170 ребят.

Регулярно к ним присоединяются ученики железнодорожных классов из других городов. Волгоград уже посетили семиклассники средней школы № 47 посёлка Сенной Саратовской области, ученики школы № 4 города Ершов и школ-интернатов ОАО «РЖД» из Красного Кута, Саратова и Астрахани. В июле побывала группа в составе около 50 человек из Ростова-на-Дону. В течение двух недель они ознакомились с Приволжской ДЖД и достопримечательностями города-героя. С 13 по 19 августа юные железнодорожники Приволжской Детской железной дороги принимали у себя в гостях 13 коллег с Детской железной дороги города Иркутск. На данный момент практику прошли более 160 иногородних школьников.

Мы регулярно организуем экскурсии в структурные подразделения Приволжской дороги. Ребята видят изнутри работу моторвагонного депо Волгограда, эксплуатационного локомотивного депо Волгоград-Пассажирское и предприятий Максимгорьковского узла. Посещение производства позволяет глубже понять специфику отрасли и узнать о социальных гарантиях, предоставляемых в компании. Школьникам особенно важна эта информация, так как они стоят перед выбором будущей профессии.

– Что ожидает воспитанников после окончания практики?

– Мы продолжим применять интерактивные формы обучения для лучшего усвоения лекционного материала. Например, дети изучают Правила технической эксплуатации (ПТЭ) в рисунках, составляют и отгадывают кроссворды, участвуют в викторинах по истории транспорта и эксплуатации подвижного состава.

По итогам прошлого года в два раза увеличилось количество воспитанников, посещающих факультативные курсы. У школьников растёт интерес к железнодорожным профессиям.

Стараемся удовлетворять запросы поколения Z. Занятия с ними проходят с использованием нового программного обеспечения, действующих макетов, современных тренажёров, аддитивных технологий.

– Каких результатов достигают юные железнодорожники?

– Приволжская ДЖД выпустила четыре поколения работников транспорта. Девяти- и одиннадцатиклассники становятся студентами отраслевых среднеспециальных и высших учебных заведений.

В этом году профориентационную программу Приволжской ДЖД окончили 104 воспитанника, из них 91 человек поступил в ведомственные вузы и ссузы, а по итогам 2018 года из 31 выпускника 15 человек зачислены в профильные техникумы и университеты.

За успехи в освоении профориентационной программы, победы в региональных, всероссийских и международных олимпиадах и форумах ребята награждаются сертификатами целевого направления на обучение.

Наши воспитанники добиваются высоких результатов в конкурсах профессионального мастерства, которые проводятся во время слётов юных железнодорожников. Так, в 2018 году слёт прошёл на Приволжской Малой магистрали. Из 18 призовых мест приволжане заняли два. Первое присуждено Фёдору Дегтярёву в номинации «Лучший электромонтёр сигнализации, централизации и блокировки», а третьего удостоился Дмитрий Кулишов по специальности «машинист тепловоза». Сейчас набираем команду для участия в слёте 2020 года и начинаем подготовку ребят.

Ежегодно достойный уровень показывают наши ребята на всероссийском конкурсе «Транспорт будущего». В Российском университете транспорта (МИИТ) 16 мая они представили пять индивидуальных и командных проектов. В разных номинациях заняли два первых места, а также второе и третье.

Юный железнодорожник Матвей Струков стал победителем конкурса «Страна железных дорог» в номинации «Технологии и железнодорожный транспорт». Он подготовил проектную работу «Альтернативный вид топлива на железнодорожном транспорте», за которую был награждён главным призом – путёвкой в детский центр «Артек».

С 3 по 5 сентября воспитанник Данил Решетин представит Приволжскую ДЖД на сетевой викторине ПТЭ.

На регулярной основе юные железнодорожники совместно с сотрудниками транспортной полиции и прокуратуры участвуют в месячниках по профилактике детского травматизма. Этой весной в пяти школах Волгограда воспитанники на тематических уроках рассказывали сверстникам о правилах безопасности на железной дороге. Также в данном направлении сотрудничаем с Волгоградским техникумом железнодорожного транспорта. В этом году провели квест-игру, которую прошли более 60 школьников из Волгограда и из города Красный Кут Саратовской области.

Мы не только занимаемся профориентацией, но и развиваем инженерное мышление. Этому способствуют занятия в «Кванториуме».

Также наши воспитанники участвуют в жизни города. Два года подряд на 9 Мая открывают аллею памяти солдат, проводят концерт и формируют «Поезд Победы». В каждый рейс стилизованный состав отправляется под марш «Прощание славянки». Для посетителей ДЖД работает полевая кухня. Регулярно организуют торжественные мероприятия к всероссийским праздникам, памятным датам, началу и завершению очередного сезона практики. Помогают в подготовке программы и выступают в роли артистов – поют, танцуют, читают стихи.

– Какие условия созданы для воспитанников Малой магистрали?

– За 71 год ДЖД пережила три реконструкции. Первая – в 1960 году. Тогда увеличилась ширина колеи с 600 до 750 мм, был закуплен новый подвижной состав – тепловозы ТУ2. В 1979 году в связи с переустройством городской набережной, где раньше пролегала Малая магистраль, ДЖД перенесли в пойму реки Царица. Здесь она располагается и сейчас. В связи с благоустройством поймы реки Царица и развитием на её территории новой городской культурно-развлекательной парковой зоны ДЖД будет интегрироваться в её среду. Следующая реконструкция запланирована на 2020 год.

Полигон включает три станции – Площадь Чекистов, Пионерская и Гаситель, а протяжённость пути составляет 1,2 км.
В 2010 году дорога получила новые тепловозы ТУ7А и ТУ10 и шесть вагонов Камбарского завода. В 2012?м реконструировано здание депо, а 1 июня 2017 года ДЖД открылась в полностью обновлённом виде.

Построен административный корпус. На первом этаже размещены зал ожидания для пассажиров, выход на платформу, касса, информационное табло с расписанием поездов, интерактивный киоск. Здесь же посетители могут ознакомиться с экспонатами музея Приволжской ДЖД и перекусить в кафетерии. Актовый зал рассчитан на 165 мест. Здание оборудовано двумя лифтами, в том числе для маломобильных групп населения.

Парк подвижного состава обновлён тремя вагонами и локомотивом ТУ10. Проведён капитальный ремонт полигона. Уложена новая рельсошпальная решётка. Установлены навесы, уличные фонари, оборудована парковая связь. Платформы вымощены брусчаткой. Вся территория ограждена забором из сварных прутьев. Через 200 м от станции отправления поезд заходит в тоннель. На станции Пионерская уложен второй путь. За ней следует охраняемый переезд. Вдоль железной дороги уложен тротуар. На конечной остановке Гаситель работает кассовый павильон.

Занятия проходят в кабинетах «Организация движения поездов», «Локомотивное хозяйство», «Автотормоза», «Путевое хозяйство» с информационными обучающими стендами, плакатами, действующими макетами. Практиковаться ребята могут круглый год на тренажёрах-симуляторах тепловоза ТЭП70БС и электровоза ЭП1М. В других кабинетах инструкторы рассказывают о работе проводников, специалистах сигнализации, централизации и блокировки и охраны труда.

В лаборатории моделирования функционируют сверлильный, токарный, фрезерный, шлифовальный станки, паяльники, а также слесарный инструмент и 3D-принтер. На нём воспитанники распечатали красные колпачки для пульта управления дежурного по станции. Ими были оборудованы станции Волгоградского региона ПривЖД.

Для иногородних юных железнодорожников на четвёртом этаже располагаются комнаты отдыха. Третий этаж занимает «Кванториум».

Беседовала Ольга Жиркова

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ