Новости

1 ч
3 ч
4 ч
5 ч
6 ч
7 ч
22 ч

Реклама

Максим Алалыкин: «Наша дорога - и любимый семейный аттракцион, и звено подготовки кадров»

Первые лица | Понедельник | 24.06.2019 | 11:16
 
С октября 2018 года малая магистраль перешла на круглогодичный режим работы
Максим Алалыкин: «Наша дорога - и любимый семейный аттракцион, и звено подготовки кадров»
фото: Дмитрий Неясов
Летом исполняется 60 лет началу подготовки на Свердловской Малой магистрали юных железнодорожников. С того времени дорога прошла большой путь развития. Сегодня здесь не только обучаются юные железнодорожники, но и работает кванториум. Кроме того, на Детской дороге действует Музей узкоколейной железнодорожной техники, а также экскурсионные программы для детей и взрослых. О развитии Малой магистрали рассказывает начальник Свердловской Малой железной дороги им. Николая Островского Максим Алалыкин.

– Максим Владимирович, с чего началась история Малой магистрали? 

– Сама дорога открылась 9 июля 1960 года. Но первые её воспитанники отправились на практику годом ранее. Поэтому мы считаем этот год юбилейным. 
Вопрос о создании Детской железной дороги в Свердловске обсуждался долго и широко. Были выделены средства на строительство и найдено место – лесной массив Свердловского Центрального парка культуры им. Маяковского. Проект поручили институту «Уралгипротранс». Осенью 1958 года началось строительство. 
Тогда же при Совете ветеранов Свердловской дороги был создан детский сектор, который занялся подготовкой юных железнодорожников. Теорию ребята изучали в Дорожном доме детей железнодорожников. В 1959 году первые юные железнодорожники на практические занятия во время летних каникул отправились в Челябинск, на Южно-Уральскую Детскую дорогу. Ездили ребята и на Алапаевскую узкоколейку. 

– Какой была Малая магистраль в начале работы? 

– Даже по сегодняшним меркам Свердловская Малая дорога была оснащена неплохо. Здесь были межстанционная телефонная и локомотивная радиосвязь, полуавтоблокировка на перегонах, электрическая централизация на станциях. Было локомотивное депо на станции Центральная. На единственном пути помещался всего один тепловоз, а всю остальную площадь занимали вспомогательные помещения и котельная. На всех остановочных пунктах были сооружены высокие платформы, что и сейчас встречается далеко не на всякой ДЖД. Из искусственных сооружений – два путепровода. 
Что же касается подвижного состава, то перед открытием дороги с польского завода PAFAWAG в Свердловск доставили восемь пассажирских вагонов, а с Калужского машиностроительного завода – тепловоз ТУ2-092. Чуть позже прибыл ещё один локомотив – ТУ2-141. 
Весь этот подвижной состав эксплуатировался несколько десятков лет. В 2000 году Детская дорога получила ещё один тепловоз – ТУ2-236, который прежде работал на узкоколейке под Москвой. В мае 2010 года в распоряжение дороги поступил новенький локомотив ТУ7А и три пассажирских вагона Камбарского машиностроительного завода, а летом 2012-го – тепловоз ТУ10. 

– Реконструкция изменила Детскую дорогу. Какой она стала сегодня? 

– В 2006 году начальник Свердловской дороги Шевкет Шайдуллин и губернатор Свердловской области Эдуард Россель одобрили проект масштабной реконструкции Малой магистрали. Изначально проект был увязан с генеральной схемой развития Екатеринбурга и предполагал перенос железнодорожной линии с учётом перспективного расширения одной из городских улиц. Впоследствии железнодорожная линия была сохранена. Проект предусматривал строительство локомотивно-вагонного депо, современного вокзала с учебными классами. Всего этого как раз и не хватало Детской железной дороге. 
В 2016 году воспитанники Малой магистрали переехали в четырёхэтажный вокзальный комплекс. Впервые под одной крышей объединились кабинеты для профориентации школьников и занятий юных железнодорожников. Учебный центр занимает второй этаж. Здесь есть техническая библиотека и специализированные помещения для работы кружков железнодорожного моделирования и макетирования. 
На первом этаже вокзального комплекса расположены гардероб, кабинет «Охраны труда» и «Пассажирские перевозки». Третий этаж комплекса полностью отведён для обслуживания пассажиров станции Екатеринбург-Детский. Здесь разместились кафе, билетные кассы, комната матери и ребёнка, кабинеты дежурного по станции, поездного диспетчера, другие служебные помещения. Последний, четвёртый этаж – это зал общественных мероприятий и выставочный зал, где проводятся различные мероприятия, устраиваются выставки моделей и макетов поездов. 
В помещениях вокзального комплекса создана безбарьерная среда для людей с ограниченными физическими возможностями – имеются отдельный вход, лифты, пандусы, санитарные комнаты. 
Ещё было построено депо, предназначенное для технического обслуживания и ремонта подвижного состава. 

– Дорога работает круглый год? 

– На такой режим перешли с октября 2018 года после завершения реконструкции. 
До мая Малая магистраль работает по зимнему графику, поездки совершаются по пятницам, субботам, воскресеньям и в праздничные дни. Все летние месяцы дорога работает ежедневно. За годы существования по ней перевезены почти 5 млн пассажиров. Перевозки обеспечивают четыре тепловоза, шесть вагонов. У нас есть ещё два действующих паровоза. Один – ВП4 производства Воткинского машиностроительного завода. Второй – немецкий, ОК № 9, построенный в Берлине в 1931 году. 

– На магистрали действует Музей узкоколейной железнодорожной техники. Расскажите о нём. 

– Идея его создания родилась на дороге в 2013 году. Его планировали организовать на станции Екатеринбург-Пассажирский. С реконструкцией Детской дороги планы изменились в её в пользу. Здесь организован учебно-выставочный павильон, где представлен 41 экспонат. Среди них первый локомотив Детской дороги ТУ2-092, несколько редких паровозов, в том числе Дh2т, построенный в 1931 году в Германии. До недавнего времени он ещё эксплуатировался на нашей ДЖД. На ходу и другой германский паровоз ОК № 9, тоже постройки 1931 года. 

– Уникальность дороге придаёт и создание на её базе технопарка «Кванториум». Что в нём происходит? 

– Один из трёх первых на сети «Кванториумов» открылся в Екатеринбурге. Обучение проводится по четырём направлениям: промышленный дизайн, дополненная и виртуальная реальность, информационные технологии, хайтек. Учебным процессом в 2018/19 году мы смогли охватить более 180 школьников в возрасте от 11 до 17 лет. 
Дети показали отличные результаты усвоения знаний и стали победителями и призёрами различных фестивалей и хакатонов. В хакатоне «Геодрон», прошедшем в конце апреля, команда кванториума Свердловской Детской дороги заняла второе место. Участники хакатона на практике изучали возможности применения беспилотных летательных аппаратов для мониторинга экологической ситуации и выявления очагов загрязнений различных видов. На фестивале VR/AR FEST, прошедшем в апреле в инновационном центре «Сколково», команда технопарка Свердловской Детской дороги стала абсолютным победителем в треке компании VARWIN. Ребята создали тренажёр виртуальной реальности по управлению роботом в чрезвычайной ситуации. 
В начале марта прошёл региональный хакатон «Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности: 3D-моделирование и программирование». По его итогам победителями проектного трека Edutainment партнёра Droneshub стала команда старшеклассников из кванториума нашей дороги. Они разработали мобильное приложение – инструкцию по сборке дрона, применив в нём технологию дополненной реальности. 
Работали ребята и на производственную сферу. Для службы пути занимались изготовлением крышек для электрошпалоподбоек, деталей ключа для пневматического клапана. Для Центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры на 3D-печати создали крепление монитора дефектоскопной тележки. Для Детской дороги вели лазерную резку оформления ящика для писем Деду Морозу. Ребята выполняли работу для Регионального центра связи, Свердловской пригородной компании, службы автоматики и телемеханики. Для службы корпоративных коммуникаций занимались разработкой мобильного приложения с дополненной реальностью «Достопримечательности Екатеринбурга и Музея узкоколейной железнодорожной техники». 

– Планируется ли в кванториуме открытие новых направлений? 

– В этом году планируется открыть ещё два направления: промробоквантум и энерджиквантум. Одна из главных задач для России на ближайшие 25 лет – кардинальное повышение энергоэффективности экономики. Для РЖД это наиболее важно, поскольку протяжённость эксплуатационных участков очень велика, а очень много электрической энергии теряется именно при передаче на расстояние. Так, зная принципы генерации энергии при динамической трансформации, возможно создание источника энергии от нажатий рельса при прохождении колёсной пары. Учитывая частоту движения поездов на главном ходу, можно было запитать объекты инфраструктуры, находящиеся на негарантированном питании. А реализация проекта по применению ветряных источников энергии, установленных на кабине локомотивов, позволит получать делительную энергию при движении подвижного состава. 
Занятия в энерджиквантуме будут направлены на изучение основных направлений как альтернативной энергетики, так и классических источников с оптимизацией их применения, повышения коэффициента полезного действия, а также на получение практических навыков в этих областях. 
Включение промробоквантума в структуру кванториумов Детских дорог даст возможность детям научиться создавать роботов различной конструкции и программировать своих собственными силами на различные действия, понимать принципы их работы, возможности и ограничения технических устройств, а также устанавливать беспроводную связь между мобильным роботом и компьютером, делая его полностью автономным. 
Помимо всего дети учатся с инструкторами технологии работы на различном оборудовании, которого в кванториуме 200 единиц, включая современные станки. Для самостоятельной работы ребята пока не имеют допуска. 

– На Детской дороге проводятся экскурсии? 

– У нас действуют экскурсионные программы для детей и взрослых – «Маленькие хозяева дорог», «Где живут поезда», «Весёлый поезд» и «Технологии будущего». Первая тема – экскурсия по учебному центру и Музею моделизма, интерактивное знакомство с Малой магистралью. Здесь можно увидеть, как обслуживаются поезда Детской дороги, как это всё серьёзно. 
«Весёлый поезд» – экскурсия по дороге с элементами интерактива. Детям такой формат нравится. А с «технологиями будущего» знакомство происходит на обзорной экскурсии в кванториум. 
Есть у нас в программе мастер-классы. На них происходит знакомство с железнодорожными и инженерными профессиями в интерактивном формате. Экскурсанты имеют возможность поработать на современных тренажёрах виртуальной реальности. Предоставляется возможность управлять поездом или устранять неисправности. Здесь можно спроектировать свою станцию или поезд. Причём программы мастер-классов модульные. Можно выбирать интересующие блоки и создавать индивидуальные программы. А ещё желающие могут пройти увлекательный квест «Тайна железной дороги», разгадать все тайны, найти клад. 
У нас можно классно провести день рождения с любимыми героями из мультфильмов, весёлой дискотекой и необычным шоу, путешествием на поезде, чаепитием со сладостями. Можно проводить массовые праздники с шоу мыльных пузырей и криошоу, цирковыми представлениями. 

– Какова роль дороги в профессиональной ориентации школьников и подготовке будущих кадров для железной дороги? 

– Если для жителей и гостей Екатеринбурга Детская дорога – любимый семейный аттракцион, то для «большой» Свердловской дороги Малая является одним из звеньев подготовки кадров. Каждый год свыше тысячи школьников обучаются отраслевым профессиям, проходят практику. Очень многие наши выпускники впоследствии выбирают транспортные учебные заведения. 

– Развитие дороги продолжается? 

– В этом году начнётся разработка проекта учебно-эксплуатационного корпуса веерного депо Детской дороги. Здесь будет новая площадка, на которой разместится экспозиция Музея узкоколейной техники. 
Евгений Мусихина

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ