Новости

Реклама

Виктор Шубин: «Мы делаем всё для того, чтобы пассажиры чаще выбирали железную дорогу»

Первые лица | Понедельник | 03.06.2019 | 12:25
 
До конца года в Саратовской пригородной пассажирской компании планируют перевезти 4 миллиона пассажиров
Виктор Шубин: «Мы делаем всё для того, чтобы пассажиры чаще выбирали железную дорогу»
фото: АО «Саратовская ППК»
С начала года услугами АО «Саратовская ППК» воспользовались более 1,5 млн пассажиров. И если в 2018 году миллионного клиента поздравляли в конце мая, то на этот раз – 26 апреля. О дальнейших планах развития компании «Гудку» рассказал генеральный директор АО «Саратовская ППК» Виктор Шубин.

– Виктор Геннадьевич, вы предполагали, что миллионный пассажир появится на месяц раньше, чем в 2018-м? 

– Мы делали всё, чтобы миллионный пассажир определился как можно раньше. С 2017 года компания ведёт активную работу по привлечению клиентов. Реализуются маркетинговые мероприятия, призванные привлечь внимание целевой аудитории и напомнить о наших услугах. 
Возьмём, к примеру, акцию «Миллионный пассажир». Прежде она не проводилась, но теперь станет традиционной. До конца года поздравим двух- и трёхмиллионного счастливчика, а если всё сложится благополучно, то ещё и четырёхмиллионного! 
В прошлом году компания перевезла 3,4 млн пассажиров, а в этом есть шанс преодолеть новый рубеж. 
Быть оптимистами позволяет статистика. Каждый месяц с начала года мы перевозили в среднем на 50 тыс. человек больше, чем годом ранее. И если к 31 мая 2018-го было реализовано 1 млн 296 тыс. билетов, то год спустя – 1 млн 576 тыс. 
Здесь ещё вспоминается поговорка: не было бы счастья, да несчастье помогло. C конца декабря до начала февраля в Саратовской области бушевали небывалые снегопады. В январе в регионе выпало рекордное количество осадков – 246% от месячной нормы, а высота снежного покрова к концу месяца достигла 1 м. В дни, когда движение по автомобильным дорогам парализовали многокилометровые пробки, стояли трамваи, автобусы и троллейбусы, жители города активно пересаживались на электрички. Со временем стихия успокоилась, а привычка добираться на работу с комфортом осталась. Цифры говорят сами за себя. В январе мы перевезли на 42% больше, чем годом ранее, а в феврале прирост составил 50%. 
Был небольшой спад в дни продлённых майских праздников, но в целом положительная динамика сохраняется до сих пор. 

– Что предпринимается для сохранения положительной динамики перевозок? 

– Предоставляем скидку на проезд в городской черте при покупке билета «туда – обратно». Сегодня она составляет 10%, а значит, каждая 11-я поездка становится бесплатной. В итоге выходит даже дешевле, чем на автобусе. 
Сэкономить 10% от стоимости каждой поездки можно при помощи мобильного приложения «Пригород». Этот вариант выгоднее не только для пассажиров, но и для пригородной компании. Ведь мы не несём расходы на инкассацию денежных средств, распечатку проездного документа и услуги билетного кассира на оформление билета. Если на старте запуска приложения мы реализовывали 200–300 билетов ежемесячно, то сейчас – порядка 15 тыс. В перспективе этой цифре есть куда расти, так как пока это всего лишь 10% от суммарного количества реализованных проездных документов. 

– Какие маршруты наиболее востребованы сегодня? 

– В первую очередь те, которые проходят в черте города. Специфика большинства маршрутов пригородных поездов региона заключается в транзитном проследовании через областной центр, что позволяет обеспечивать и внутригородские перевозки. Маршрутная внутригородская сеть Саратовской пригородной пассажирской компании охватывает пять из шести районов Саратова, но основной пассажиропоток следует из Заводского и Ленинского в сторону вокзала и обратно. 

– Что мешает организовать курсирование городских электричек, если упомянутые отрезки так востребованы сегодня? 

– Нужно вносить изменения в транспортную схему города. Мы, со своей стороны, подали соответствующие предложения в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области. 
Главная проблема, препятствующая организации городской электрички, – инфраструктурные ограничения. Для их снятия необходим западный обход Саратовского узла. Когда он будет построен, часть грузового транзита выйдет за пределы областного центра, а высвободившуюся инфраструктуру можно будет задействовать для пассажирских перевозок. Не сомневаюсь, что эти маршруты окажутся востребованы у саратовцев. 

– Как будет развиваться маршрутная сеть с учётом ограниченных пропускных способностей «столицы» Приволжской магистрали? 

– В сезон летних пассажирских перевозок традиционно добавляются так называемые дачные маршруты. И если зимой мы ежедневно перевозим в среднем по 8,5–9 тыс. пассажиров, то с конца мая до начала сентября – более 12 тыс. человек. В конце лета одновременно с завершением строительства аэропортового комплекса «Гагарин» в Сабуровке возникнет потребность в запуске дополнительных поездов и корректировке существующих маршрутов. Сейчас ведётся проработка графика, чтобы прибытие электропоездов стыковалось с авиарейсами. 
В прошлом году между руководством Приволжской дороги и Саратовской области было подписано соглашение о включении в транспортный заказ дополнительных поездов. Однако точное время их назначения, как и расписание авиарейсов пока не определены. Это осложняет нашу работу. В любом случае сделаем всё, чтобы у пассажиров была возможность добираться в новый аэропорт быстро и с максимальным уровнем комфорта. 
Есть много идей по развитию туристических маршрутов. С прошлой зимы организуем выезды в направлении Хвалынска, где можно покататься на горных лыжах, искупаться в термах под открытым небом, насладиться уникальной природой или осмотреть местные достопримечательности. Большую часть маршрута до станции Возрождение отдыхающие едут на электричке со всеми удобствами, а потом несколько километров – на автобусном трансфере. В результате получается намного выгоднее и дешевле, чем поездка на личном автомобиле. При организации хорошей информационной поддержки этот мультимодальный маршрут может выйти на окупаемость. 
Мы прорабатываем много других маршрутов, способных снизить нагрузку на бюджет области и повысить туристическую привлекательность региона. 

– Можете привести примеры? 

– В середине апреля прошло совещание с участием руководства Приволжской дороги, комитета по туризму, а также Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области. На мероприятии говорили про календарь значимых событий и дат, отмечаемых в Саратовской области. Например, на День космонавтики жители и гости города посещают мероприятия, организованные на месте приземления Юрия Гагарина. В этом году по случаю 85-летия со дня рождения Юрия Алексеевича туда приезжала целая делегация из Москвы, включая первую женщину-космонавта Валентину Терешкову. Учитывая значимость и масштаб мероприятия, мы совместно с представителями Молодёжного управления дороги организовали перевозку 200 ребятишек до остановочного пункта Приволжский. Там группы детей пересели в заранее подготовленные автобусы, доставившие их до места проведения праздника. По его завершении детей ждал обратный поезд. 
С 29 по 30 июня в Саратовской области пройдёт Балаковский фестиваль клубники. Он проводится ежегодно, и на него съезжаются десятки тысяч людей со всей области. В этой связи планируем организовать беспересадочную поездку на рельсовом автобусе до станции Балаково. Для его заполняемости под эгидой комитета по туризму области организуем пресс-конференцию, привлечём местных туроператоров и разработаем удобный график перевозки. Рассчитываем на спрос со стороны саратовских туристов, так как им не придётся гнать свои машины на край области, тратить деньги на бензин и так далее. Мы обеспечим комфортную перевозку на мероприятия и обратно. 
С 2017 года компания активно участвует в перевозке гостей фестиваля «Укек. Один день из жизни средневекового города». Первый раз перевезли туда около 3 тыс. пассажиров, а в 2018-м – уже почти 5 тыс. человек. Маршрут окупается, поэтому в этом году думаем добавить на него третью пару поездов. Горожане, добиравшиеся туда на личном транспорте, сталкивались с нехваткой парковочных мест и большими пробками на подъезде к месту проведения мероприятия. По данным организаторов, в прошлом году на фестивале побывало более 60 тыс. человек. Уверен, что многие в этот раз предпочтут электричку личному автомобилю. 
Ещё одно мероприятие – это Фестиваль ухи в Вольске. Здесь мы также намерены принять самое активное участие в перевозке любителей вкусно поесть и отдохнуть на природе. Ещё стоит сказать про регулярные театральные фестивали в Балашове. На них также съезжается много зрителей. 
С одной стороны, мы принимаем активное участие в развитии туризма в Саратовской области, а с другой – успешно выполняем бюджетные параметры и плановые задания по пассажирообороту. Дополнительный доход можно будет направить на покрытие убыточных, но социально значимых маршрутов. 

– Многие туристические объекты находятся на большом удалении от Саратова и выходят за пределы 200-километровой зоны, которая до недавних пор ограничивала организацию пригородных пассажирских перевозок? 

– С 15 марта вступил в силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации «О внесении изменений в критерии определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования». Появилась важная формулировка в подпункте «Б» первого пункта. После слов «не более 200 км» теперь написано «или в границах одного субъекта Российской Федерации». Другими словами, теперь нам не придётся задействовать несколько поездов, чтобы доставить людей из Саратова, например, до Балашова (206,6 км от областного центра). На данном маршруте предусматривалась пересадка на станции Ртищево, занимавшая 16 минут. Теперь между Саратовом и Балашовом будет курсировать прямая электричка. В результате общее время в пути сократится, а привлекательность железной дороги увеличится. 
Аналогичная перспектива рассматривается на направлениях Саратов – Красный Кут – Александров Гай и Саратов – Сенная – Балаково. Во всех случаях на первый план выходят клиентоориентированность и экономическая целесообразность. 
Нововведения в законодательстве пришлись очень кстати с учётом перспективы запуска электропоезда Саратов – Волгоград. Совместно с АО «Волгоградтранспригород» мы планируем организовать эту перевозку и задействовать современный электропоезд ЭП3Д в четырёхвагонном исполнении. Продолжительность поездки составит порядка пяти часов, но в перспективе эта цифра должна сократиться. 

– Так когда же будет первый рейс? 

– Мы готовы организовать перевозку пассажиров на этом маршруте, однако заказчик перевозок – администрация Саратовской области – пока не согласовывает назначение поездов, ссылаясь на нехватку средств в бюджете области. В Волгограде договорённость достигнута и маршрут включён в транспортный заказ, так как он обладает высоким потенциалом. Между двумя городами существует необходимый уровень притяжения, способный вывести перевозки на безубыточный уровень и повлиять на развитие туризма в регионах. Ведь в каждом городе есть много уникальных достопримечательностей и культурных центров. 

– Вы сказали, что на этом маршруте будут курсировать современные электропоезда ЭП3Д. А как обстоят дела с обновлением парка, курсирующего по внутриобластным маршрутам? 

– В этом году ожидаем поступление четырёх поездов ЭП3Д в четырёхвагонном исполнении. Среди ключевых преимуществ можно отметить их низкий уровень шума. Помимо шумоизоляции, такие электропоезда оборудованы беззазорными сцепными устройствами. Переходы между вагонами выполнены из гофрированных резиновых элементов, обеспечивающих герметичность. ЭП3Д оснащён осветительными системами на основе светодиодов. Они работают до пяти раз дольше традиционных ламп и демонстрируют лучшие на сегодня показатели энергопотребления. В новых электропоездах установлены сплит-системы с функцией ионизации и обеззараживания воздуха. Есть экологически чистый туалетный комплекс, оборудованный в том числе для маломобильных пассажиров. Для них также предусмотрены подъёмные устройства, с помощью которых можно попасть в салон, где предусмотрено отдельное место с механизмом крепления инвалидной коляски. Предусмотрены места для крепления велосипедов при перевозке. 
Новые электропоезда будут курсировать на разных маршрутах, а значит, оценить их преимущества смогут все жители Саратовской области. 

– В этом году разъездные билетные кассиры вашей компании обзавелись видеорегистраторами. Как себя зарекомендовало данное нововведение?
 
– В целом – положительно. Подобная практика применяется во многих компаниях, с одной стороны, с целью повышения уровня клиентоориентированности и финансовой дисциплины, а с другой – для профилактики возможных нарушений, грубости и хамства. О наличии включённой видеокамеры информирует бейдж. Это дисциплинирует как билетных кассиров, так и пассажиров. 
Уже есть случаи, когда видеозаписи помогали восстановить справедливость в спорных и конфликтных ситуациях. Ещё одно преимущество – записи можно использовать как доказательство при выявлении курящих или выпивающих пассажиров, нарушающих законодательство. Просто выбросить окурок и сказать, что «это не мой», уже не получится. 
Ещё в этом году собираемся внедрить контрольно-кассовые терминалы на платформе Android, способные проводить оплату через популярные платёжные сервисы ApplePay и SamsungPay. 
Как видите, мы делаем всё для того, чтобы пассажиры всё чаще выбирали железную дорогу. 
Алексей Шмалей

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ